Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев протест заместителя прокурора г. Москвы Ведерникова В.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 мая 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июня 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении Зокирова М.Р.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 мая 2017 гражданин Республики Таджикистан Зокиров М.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 20 июня 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Зокирова М.Р. - без удовлетворения.
В протесте заместитель прокурора г. Москвы Ведерников В.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Зокиров М.Р., уведомленный в соответствии с требованиями КоАП РФ о принесении заместителем прокурора г. Москвы протеста на указанные выше судебные постановления, в установленный срок возражений на данный протест не представил.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, нахожу обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства въезда в Российскую Федерацию либо пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные, и настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст. 20 названного Федерального закона иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан "О Порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации" граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней. Срок временного пребывания, указанный в пункте 1 настоящей статьи, исчисляется с даты въезда гражданина Республики Таджикистан на территорию Российской Федерации, подтвержденной миграционной картой с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию Российской Федерации. В случае пребывания гражданина Республики Таджикистан на территории Российской Федерации свыше 15 дней указанный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с её законодательством.
Как усматривается из материалов дела, 17 мая 2017 года УУП ОМВД России по Нагорному району города Москвы в отношении гражданина Республики Таджикистан Зокирова М.Р. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с данным протоколом 17 мая 2017 года в 16 часов 30 минут по адресу: г. Москва, Нагорный проезд, д. 12, был выявлен гражданин Республики Таджикистан Зокиров М.Р., прибывший в Российскую Федерацию 05 мая 2017 года в порядке, не требующем получения визы, который по истечении 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания не встал на миграционный учет, чем нарушил требования Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Зокирова М.Р. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда правильно установив, что граждане Республики Таджикистан, временно пребывающие на территории Российской Федерации, освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в компетентных органах Российской Федерации в течение 15 дней, сослался на отсутствие в АС ЦБДУИГ сведений о постановке Зокирова на миграционный учет и по истечении 15 дней со дня прибытия в место пребывания, в связи с чем также пришел к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и виновности Зокирова М.Р. в его совершении.
С таким выводом судебных инстанций согласиться нельзя, так как он сделан без установления всех фактических обстоятельств по делу, имеющих значение для его правильного разрешения.
Анализ объективной стороны состава административного правонарушения, послужившего основанием привлечения Зокирова М.Р. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, свидетельствует о том, что юридически значимым и подлежащим выяснению по данному делу является вопрос о том, когда именно Зокиров М.Р. прибыл на территорию Российской Федерации и когда был задержан сотрудниками полиции.
Как следует из материалов дела, Зокиров М.Р. прибыл в Российскую Федерацию 05 мая 2017 года. Следовательно, Зокиров М.Р. был вправе находиться на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет до 20 мая 2017 года. Из содержания протокола об административном правонарушении и протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении усматривается, что административное задержание Зокирова М.Р. было произведено 17 мая 2017 года.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент задержания Зокирова М.Р. 15-дневный срок, до истечения которого он был обязан встать на миграционный учет, исчисляемый с 05 мая 2017 года, еще не истек, в связи с чем оснований для привлечения Зокирова М.Р. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ не имелось.
В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 мая 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июня 2017 года не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
протест заместителя прокурора г. Москвы Ведерникова В.В. удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 18 мая 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 20 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении Зокирова М.Р. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.