Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Попова А.В., поданную в интересах Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" (далее МАИ) на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 06 декабря 2016 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 12 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 06 декабря 2016 года МАИ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 (семьсот тысяч) рублей.
На указанное постановление защитником МАИ Васильевым М.В. подана жалоба, которая решением судьи Савеловского районного суда города Москвы от 12 апреля 2017 года оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 16 июня 2017 года решение судьи районного суда и постановление должностного лица оставлены без изменения, жалоба защитника МАИ Васильева М.В. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Попов А.В. просит об отмене вышеназванных актов административного и судебных органов и прекращении производства, указывая на то, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, поскольку информация о сдаче МАИ в аренду помещений была предоставлена в Управление Росреестра по Москве для регистрации права в декабре 2011 года, тем самым при проверке законности сделок Управление Росреестра по Москве обладало информацией о нецелевом использовании МАИ предоставленных земельных участков.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые постановление должностного лица и судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных, и настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов ( названного Кодекса).
Согласно ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Савеловской межрайонной прокуратурой города Москвы совместно с государственными инспекторами Управления Росреестра по Москве проверки соблюдения государственными учреждениями высшего и среднего профессионального образования законодательства о государственной собственности в части распоряжения земельными участками, выявлено использование МАИ части земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 191 008 кв.м, расположенного по адресу: **** для размещения офисов и торговых киосков в нежилых зданиях, находящихся на данном земельном участке, что не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка - эксплуатация комплекса учебно-лабораторных корпусов по целевому назначению. При этом обращений об изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **** от МАИ не поступало.
27 сентября 2016 года по факту выявленного нарушения Савеловским межрайонным прокурором города Москвы в отношении МАИ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, на основании которого постановлением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель МАИ привлечено к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность МАИ подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 сентября 2016 года; актом проверки от 31 августа 2016 года; данными Государственного кадастра недвижимости; копиями договоров аренды помещений здания, находящегося в оперативном управлении, заключенных на основании протокола рассмотрения заявок между МАИ и ПАО "****", ИП **** А.А., ООО "****", ИП *** И.Н., ООО "****"; кадастровым паспортом земельного участка и другими материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судебными инстанциями проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также нижестоящие судебные инстанции правильно применили положения земельного законодательства и законодательства об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях МАИ события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Довод жалобы защитника МАИ Попова А.В. о том, что на момент вынесения должностным лицом постановления о назначении МАИ наказания срок давности привлечения к административном ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ истёк, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Постановлением Правительства Российской от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (вместе с о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии) федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, а также функции по осуществлению государственного земельного надзора.
В соответствии с Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается деятельность по реализации функций органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В соответствии с ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 утверждено о государственном земельном надзоре (далее - Положение).
Согласно Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Согласно Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению.
Оценивая вышеназванные нормы, можно сделать вывод о том, что осуществление федеральным исполнительным органом власти (в данном случае Управлением Росреестра по Москве) государственного земельного надзора является государственной функцией, в то время как осуществление Управлением Росреестра по Москве полномочий по регистрации договора аренды относится упомянутым выше о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии к предоставлению государственной услуги, в рамках которой Управление Росреестра по Москве осуществление государственного земельного надзора, в том числе, за соблюдением требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению не осуществляет.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что нарушение земельного законодательства в действиях МАИ выявлено Управлением Росреестра по Москве в рамках проведения мероприятий по государственному земельному надзору 30 августа 2016 г., о чем составлен соответствующий акт, установленный КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ подлежит исчислению с указанной даты и на момент вынесения постановления о назначении административного наказания, не истек.
Вопреки доводу жалобы изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа, затем судебные инстанции правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям МАИ и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ и виновности МАИ в его совершении. Мотивы, по которым в основу постановления должностного лица и последующих решений, принятых вышестоящим должностным лицом, а также судьями районного суда и Московского городского суда при рассмотрении жалоб, поданных по делу, положены одни доказательства и отвергнуты другие, подробно изложены в обжалуемых актах. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу МАИ не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено МАИ соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения МАИ к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных по настоящему делу постановления должностного лица и судебных решений, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 06 декабря 2016 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 12 апреля 2017 года и решение судьи Московского городского суда от 16 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)" оставить без изменения, жалобу защитника Попова А.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.