Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Тонушкиной Е.А. в защиту Государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N367 Тверского района города Москвы от 02 июня 2017 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 05 июля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N367 Тверского района города Москвы от 02 июня 2017 года Государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" (далее - ГУП "НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ", Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000,00 (семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 05 июля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Докудовского С.Ю. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Тонушкина Е.А. просит об отмене названных судебных актов, о прекращении производства по делу, ссылаясь на невозможность исполнить предписание должностного лица в срок, а также указывая, что судом неправильно применены нормы права.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Как усматривается из материалов дела, государственным инспектором по пожарному надзору района Тверской - старшим инженером 3 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г.Москве в период с 10.02.2017 по 21.02.2017 на основании Распоряжения главного государственного инспектора Тверского района ЦАО г.Москвы по пожарному надзору от ***N*** была проведена проверка помещений ГУП "НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ" по адресу *** (***) в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в т.ч.:
- участки путей эвакуации включают в себя лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, при этом ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам (нарушение абз.1 п.14 ст.89 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.6.24 СНиП 21-01-97*);
- дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами их них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределами огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях, сооружениях и строениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа (нарушение п.16 ст.88 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Должностным лицом 21 февраля 2017 года выдано ГУП "НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ" предписание N***об устранении указанных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15 марта 2017 года.
Как установлено в ходе проведения проверки 17.05.2017 предписание должностного лица (пункты 1,4) не было исполнено, что явилось основанием для составления в отношении ГУП "НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ" протокола об административном правонарушении по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ и передаче дела мировому судье.
Признавая Предприятие виновным в совершении указанного административного правонарушения, мировой судья сослался на законность предписания, выданного должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, а также совокупность доказательств: протокол об административном правонарушении; письменные объяснения защитника Общества; предписание от *** ; распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от *** N *** .
Судья районного суда согласился с выводами мирового судьи.
Вместе с тем судебными инстанциями не было учтено следующее.
Согласно КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из буквального толкования диспозиций КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренных ими составов административных правонарушений, состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.
В соответствии с "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N18-7 (далее СНиП 21-01-97*) настоящие устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01 октября 2003 года. В соответствии с СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие *, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие * распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования *, по смыслу данных Правил и СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до вступления в действие данные подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в * требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения), а не в процессе его текущей эксплуатации.
Согласно техническому паспорту административное здание по адресу *** ( *** ) переоборудовано (надстроено) *** г.г. (л.д.37-44). По имеющейся в деле информации реконструкционных работ и капитальных ремонтов в здании не проводилось.
Согласно заключениям ООО " *** " от *** года в здании в *** и в *** годах установлены 2 лифта, техническое состояние которых допускает возможность продления срока использования до декабря *** года. После истечения указанного срока владельцу необходимо принять решение о проведении модернизации, замене лифта или выводе лифта из эксплуатации (л.д.77-87).
При таких обстоятельствах, вывод о виновности юридического лица в невыполнении п.1, п.4 предписания N *** от ***, об устранении нарушения п.16 ст.88 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не основан на нормах права.
Кроме того, согласно письму ГУП "НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ" от ***, направленному в адрес Начальника 3 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г.Москве Предприятием заключен контракт на разработку проектно-сметной документации по замене имеющихся лифтов с учетом требования Предписания (установка противопожарных дверей в кабинах лифта, с пределом огнестойкости не менее EI 30), который должен быть завершен ***, монтажные работы с устранением замечаний в области пожарной безопасности планируется завершить до конца текущего года. (л.д.89)
В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене указанных постановлений и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N367 Тверского района города Москвы от 02 июня 2017 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 05 июля 2017 года, вынесенные в отношении ГУП "НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изложенное отвечает правовой позиции, которая нашла отражение в постановлении Верховного Суда РФ по делу N9-АД14-4 от 13.05.2014
Руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу защитника Предприятия Тонушкиной Е.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N367 Тверского района города Москвы от 02 июня 2017 года, решение судьи Тверского районного суда г.Москвы от 05 июля 2017 года, вынесенные в отношении Государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.