Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу директора Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОСМЕТОЛОГИИ И ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА" Лийко Георгия Анатольевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N414 Алексеевского района города Москвы от 02 февраля 2017 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N414 Алексеевского района города Москвы от 02 февраля 2017 года директор Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КОСМЕТОЛОГИИ И ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА" (далее - НОУ ДПО "МЦКиПИ", Центр) Лийко Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000,00 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Лийко Г.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Лийко Г.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, указывая на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( КоАП РФ).
В соответствии со КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, НОУ ДПО "МЦКиПИ" является образовательной организацией, оказывающей образовательные услуги в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности от *** N*** (л.д.23-25). Директором НОУ ДПО "МЦКиПИ" является Лийко Г.А., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.26-30).
На основании распоряжения Департамента образования города Москвы от 06.12.2016 N2227РП специалистами Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы в период 13, 16 декабря 2016 года была проведена плановая выездная проверка в отношении НОУ ДПО "МЦКиПИ", результаты которой отражены в акте проверки от 16 декабря 2016 года (л.д.31-34).
16 декабря 2016 года советником отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ в отношении директора НОУ ДПО "МЦКиПИ" Лийко Г.А., согласно которому Лийко Г.А., являясь должностным лицом НОУ ДПО "МЦКиПИ" 16 декабря 2016 года по адресу *** допустил нарушение ч.4 ст.91 Закона об образовании, выразившееся в том, что НОУ ДПО "МЦКиПИ" реализует вид образовательных программ - основные программы профессионального обучения, при отсутствии данного вида образовательной деятельности в приложении N1.1. к лицензии на осуществление образовательной деятельности от ***года N***, выданной Центру.
При рассмотрении дела об административном правонарушении действия Лийко Г.А., как должностного лица НОУ ДПО "МЦКиПИ" квалифицированы мировым судьей по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Судья районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении по жалобе на постановление о назначении административного наказания согласился с выводами мирового судьи о квалификации действий Лийко Г.А. по ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
Вместе с тем согласиться с указанными судебными актами нельзя по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно ч.4 ст.91 Закона об образовании в приложении к лицензии, в том числе указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, то есть согласно Закона об образовании, о дополнительных профессиональных программах повышения квалификации и о дополнительных профессиональных программах профессиональной переподготовки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N966 утверждено о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности, по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования предоставляется лицу исключительно при наличии лицензии.
Анализ приведенных норм применительно к положениям ст.19.20 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что осуществление образовательной деятельности при отсутствии лицензии, полученной в установленном законом порядке, образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, согласно которой осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Как установлено в ходе проведения проверки НОУ ДПО "МЦКиПИ" реализует вид образовательных программ - основные программы профессионального обучения, при отсутствии данного вида образовательной деятельности в приложении N1.1. к лицензии на осуществление образовательной деятельности от ***года N***, выданной Центру, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
С учетом изложенного нельзя согласиться с выводом мирового судьи и судьи районного суда о наличии в действиях Лийко Г.А., как должностного лица НОУ ДПО "МЦКиПИ", состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ.
В данном случае действия директора НОУ ДПО "МЦКиПИ" Лийко Г.А. подлежали квалификации по 19.20 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем ч.1 ст.19.20 КоАП РФ установлено более строгое наказание для должностных лиц по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией 19.20 данного Кодекса, в связи с чем переквалификация действий директора НОУ ДПО "МЦКиПИ" Лийко Г.А., в отношении которого ведется производство по настоящему делу об административном правонарушении, невозможна, так как повлечет ухудшение его положения, что недопустимо.
Согласно КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N414 Алексеевского района города Москвы от 02 февраля 2017 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2017 года вынесенные в отношении директора НОУ ДПО "МЦКиПИ" Лийко Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном 19.20 КоАП РФ, подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению на основании КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь,, КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу директора НОУ ДПО "МЦКиПИ" Лийко Г.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N414 Алексеевского района города Москвы от 02 февраля 2017 года, решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 25 апреля 2017 года, вынесенные в отношении директора НОУ ДПО "МЦКиПИ" Лийко Г.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном 19.20 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании КоАП РФ.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.