Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника ГКУ "АМПП" Ковалевой Е.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N350 района Беговой г.Москвы от 22 декабря 2016 года по делу N5-650/2016 с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2017 года, решение судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 17 февраля 2017 года по делу N12-825/2017, постановление мирового судьи судебного участка N350 района Беговой г.Москвы от 22 декабря 2016 года по делу N5-649/2016 с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2017 года, решение судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 17 февраля 2017 года по делу N12-826/2017, вынесенные по делам об административных правонарушения, предусмотренных ч.1 ст.20.6, ч.1 ст.20.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N350 района Беговой г.Москвы от 22 декабря 2016 года по делу N5-650/2016 с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2017 года Государственное казенное учреждение города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" (Московский паркинг) (далее - ГКУ "АМПП", Учреждения) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 17 февраля 2017 года по делу N12-825/2017 указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Ковалевой Е.Н. - без удовлетворения.
Постановлением мирового судьи судебного участка N350 района Беговой г.Москвы от 22 декабря 2016 года по делу N5-649/2016 с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2017 года ГКУ "АМПП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000,00 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 17 февраля 2017 года по делу N12-826/2017 указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба защитника Ковалевой Е.Н. - без удовлетворения.
В настоящих жалобах защитник Ковалева Е.Н. просит об отмене названных судебных актов, ссылаясь на то, что квалификация действий Учреждения по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, ч.1 ст.20.7 КоАП РФ проведена с нарушением норм права; по делу не были установлены все обстоятельства; оценка доказательств была произведена ненадлежащим образом; назначение наказания произведено без учета правового положения Учреждения, являющегося некоммерческой организацией.
Определением от 24 ноября 2017 года рассмотрение жалоб Ковалевой Е.Н. в защиту ГКУ "АМПП" объединено в одно производство.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Административная ответственность по КоАП РФ наступает за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Из материалов дела следует, что в период с 30 сентября 2016 года по 26 октября 2016 года на основании распоряжений Заместителя начальника Управления - начальника отдела надзора в области ГО, ЗНТЧС УНПР Главного управления МЧС России по г.Москве от 26 сентября 2016 года N***, N***старшим инспектором отдела надзора в области ГО, ЗНТЧС УНПР Главного управления МЧС России по г.Москве была проведена плановая выездная проверка в отношении ГКУ "АМПП" в ходе которой выявлены факты невыполнения Учреждением обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:
- не планируются необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, а именно: план действий по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера разработан с нарушением Порядка разработки планов действий: в разделе 1 неверно указана информация по пунктам - перечень объектов, аварии на которых могут оказать влияние на объект, а также в части построения соответствующего звена МГСЧС, организации эвакуации персонала из района чрезвычайной ситуации; перечня проводимых и планируемых мероприятий и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций; наличия транспортных средств для эвакуации; пунктов временного размещения; порядка привлечения автотранспортных средств; расчетов на перевозку населения (персонала), подлежащего эвакуации в табличной форме, с указанием наименования автопредприятия, адресов и контактных телефонов, количества техники; отсутствия информации о структурных подразделениях расположенных в иных округах г.Москвы (нарушение ст.14 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", разделов 1,2, п.5.6 постановления Правительства Москвы N124-ПП от 24.02.2009 "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций");
- план действий не согласован с Главным управлением МЧС России по г.Москве, в плане отсутствуют приложения - возможная обстановка при возникновении чрезвычайной ситуации, расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе возникновения и чрезвычайной ситуации, решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в графическом виде (нарушение постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2006 N 914-ПП "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований города Москвы");
- не созданы резервы финансовых и материальных ресурсов (нарушение ст.14 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п.6, п.20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N794);
- не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы медицинских и иных средств, сотрудники организации не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты, медицинскими аптечками, коллективными аптечками (нарушение п.6,7,9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС России от 01.10.2014 N543);
- отсутствуют распорядительный документ руководителя об организации проведения учений и тренировок, отчетные материалы об их проведении (нарушение ст.14 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пп. "а" п.п.4, 7 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N547, Приказа МЧС России от 24.04.2013 N284 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности людей на водных объектах");
- фактически не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (нарушение ст.14 Федерального закона РФ от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");
- не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовки работников организации в области гражданской обороны (нарушение п.7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N804, п.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N841);
- в организации не назначены в установленном порядке должностные лица, в обязанности которых входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению (нарушение п.1.4 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденного приказом МЧС России от 27.05.2003 N285);
- средства радиационной и химической защиты при приеме на хранение и в процессе хранения (периодически) не подвергаются осмотру (нарушение п.2.9.10 Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2003 N285).
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором субъекта Российской Федерации (г.Москва) старшим инспектором ОН в области ГО, ЗНТЧС УНПР Главного управления МЧС России по г.Москве 08 ноября 2016 года составлены протоколы N ***, *** об административных правонарушениях, предусмотренных, ст.20.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколами об административном правонарушении; актами проверок N***, ***от 26.10.2016; распоряжениями органа государственного контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 26.09.2016 N***,***; протоколами осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26.10.2016; иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Таким образом, совершенное ГКУ "АМПП" деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных, ст.20.7 КоАП РФ.
Вместе с тем, подлежит исключению из объема вменяемых Учреждению нарушений - нарушение п.5 Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 N738, который утратил силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N543.
Подлежит исключению из объема вменяемых Учреждению нарушений - нарушение п.п.45, 54 п.п.45, 54 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС России от 28.02.2003 N105, поскольку указанные Требования предусматривают осуществление комплекса мероприятий по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества (далее - потенциально опасные объекты), и объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения (объекты водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнические сооружения).
Доказательства о том, что Учреждение относится к потенциально опасным объектам и объектам жизнеобеспечения в материалах дела отсутствуют.
Изложенное не влияет на квалификацию административного правонарушения, поскольку вопросы создания и поддержания в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны, подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях регламентируются п.7 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N804, п.5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N841, пп. "а" п.п.4, 7 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N547, Приказа МЧС России от 24.04.2013 N284 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности людей на водных объектах", нарушение которых также вменено ГКУ "АМПП".
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные названного Кодекса. При этом вывод о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения и виновности ГКУ "АМПП" в его совершении мировой судья и судья районного суда и пришли с учетом положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Доводы жалоб о том, что ГКУ "АМПП" является казенным учреждением, не обязано, не уполномочено самостоятельно решать вопросы по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов признан несостоятельным, т.к. в соответствии с Федеральным от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Довод жалобы об отсутствии обязанности осуществлять согласование Плана действий с Главным управлением МЧС России по г.Москве признан не состоятельным, поскольку в соответствии с постановления Правительства г.Москвы от 21 ноября 2006 N 914-ПП "Об утверждении порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований города Москвы" состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с Управлением по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве.
Согласование указанного Плана с Главой управы района "Беговой" САО города Москвы - Руководителем ГО, на что ссылается защита и что подтверждается материалами дела, не указывает на соблюдение ГКУ "АМПП" требований постановления Правительства г.Москвы от 21 ноября 2006 N 914-ПП.
Довод жалобы о том, что под диспозицию ч.1 ст.20.6, ч.1 ст.20.7 КоАП РФ не подпадают нарушения правовых актов субъектов Российской Федерации, в частности постановления Правительства Москвы N124-ПП от 24.02.2009 "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" не влечет удовлетворение жалобы, поскольку правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст.2 Федерального а от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Довод защиты о несоответствии акта осмотра территории требованиям КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не следует, что по делу об административном правонарушении производился осмотр как мера обеспечения.
Из указанного протокола осмотра следует, что при составлении процессуального документа присутствовал представитель юридического лица - Горский Г.В., который подписал протокол без каких-либо замечаний. Кроме того, согласно КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения.
Иные доводы жалобы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных актах, не ставят под сомнение виновность Учреждения в совершении административных правонарушений, предусмотренных, ст.20.7 КоАП РФ, а также законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
Согласно КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что выявленные в рамках проверки, проведенной в отношении ГКУ "АМПП" по адресу: *** нарушения требований нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, были допущены в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении Учреждения, было подведомственно одному мировому судье.
Следовательно, за совершенные в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена, КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, ГКУ "АМПП" подлежало привлечению к административной ответственности с учетом положений КоАП РФ, с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией КоАП РФ, которая предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Однако мировым судьей судебного участка N350 района Беговой г.Москвы и судьей Савеловского районного суда города Москвы указанные обстоятельства и положения КоАП РФ учтены не были. В связи с чем состоявшиеся по делам об административных правонарушениях судебные акты подлежат изменению путем назначения наказания с учетом требований КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей.
При этом из материалов дел, не усматривается наличие исключительных обстоятельств, являющихся основанием для применения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания. При подаче жалобы защитой не предоставлено доказательств в обоснование довода о необходимости назначении наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь,, КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N350 района Беговой г.Москвы от 22 декабря 2016 года по делу N5-650/2016 с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2017 года, решение судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 17 февраля 2017 года по делу N12-825/2017, постановление мирового судьи судебного участка N350 района Беговой г.Москвы от 22 декабря 2016 года по делу N5-649/2016 с учетом определения об исправлении описки от 24 марта 2017 года, решение судьи Савеловского районного суда г.Москвы от 17 февраля 2017 года по делу N12-826/2017, вынесенные по делам об административных правонарушения, предусмотренных ч.1 ст.20.6, ч.1 ст.20.7 КоАП РФ в отношении ГКУ "АМПП" изменить:
- исключить из объема вменяемых ГКУ "АМПП" нарушений: нарушение п.5 Порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 N738, нарушение п.п.45, 54 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС России от 28.02.2003 N105;
- назначить ГКУ "АМПП" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.6 и ч.1 ст.20.7 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей.
В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника ГКУ "АМПП" Ковалевой Е.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.