Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Семенихина А.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 13 октября 2017 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года по делу по иску Семенихина А.Н., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Семенихина С.А. к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
установил:
Семенихин А.Н. обратился в суд в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Семенихина С.А., 2015 года рождения, с иском к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения, изложенного в приказе N 81 от 13.10.2016 г., в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признании и права на получение единовременной социальной выплаты, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты, ссылаясь на то, что 17 апреля 2014 года он, имея необходимую выслугу лет, обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако Комиссией ФСИН России в постановке на учет ему было отказано, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 года постановлено:
Отказать Семенихину *, также в интересах несовершеннолетнего Семенихина С.А., в удовлетворении исковых требований к ФСИН России о признании решения незаконным, признании права по получение единовременной социальной выплаты, постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, в т.ч. если является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении, и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Судом установлено, что 17 апреля 2014 года Семенихин А.Н., * внутренней службы, * категории отделения по * ФКУ УК УФСИН России по г. Москве, обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, к которому были приложены документы на состав семьи из двух человек: истец (брак расторгнут с *О.Н. *2008 г., свидетельство не представлено); супруга Семенихина (*) С.Н. (брак зарегистрирован *.2012 г., свидетельство не представлено).
Истец с 20 января 1987 года постоянно по настоящее время, супруга с 27.03.2014 года по 27.03.2015 года временно, зарегистрированы по адресу: *** в жилом помещении общей площадью 59,8 кв.м., собственниками которого являются * Л.В. (мать заявителя), * С.М. (сестра заявителя), * А.А. (племянница заявителя) по 1/3 доли на каждого. Постоянно зарегистрировано 6 человек.
Истец представил выписку из домовой книги, лицевой счет, свидетельство о регистрации по месту пребывания, лицевой счет, свидетельство о праве собственности.
Супруга истца с 23.07.1990 года постоянно зарегистрирована по адресу: * в жилом помещении общей площадью 140,1 кв.м., собственником которого является *Н.Н. (* *). Постоянно зарегистрировано 4 человека.
Представлена выписка из домовой книги, копия лицевого счета, справка из администрации муниципального образования *об отсутствии финансового лицевого счета, также договор купли-продажи.
Также были представлены справки БТИ с указанной девичьей фамилии супруги истца и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекта недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием девичьей фамилии супруги истца.
Согласно сведениям паспорта и послужного списка, у истца имеется несовершеннолетняя дочь - Семенихина А.А., * года рождения (*лет), которая совместно с истцом не проживает.
Выписки из ЕГРП на имевшиеся объекты недвижимого имущества, всеми территориальными Управлениями Росреестра на дочь не представлены.
Заявлением от 05.10.2015 года истец просил приобщить в дело документы на дочь от первого брака и на вновь родившегося сына:
дочь Семенихина А.А. (*лет) - представлено: свидетельство о рождении; справка о регистрации с 16.07.2010 года по настоящее время по адресу: ***; справка о составе семьи, согласно которой на данной жилплощади зарегистрировано 3 человека; справка из ЕГРП, согласно которой дочь имеет общедолевую собственность (в праве ? доля) по адресу: ***, общая площадь 46,1 кв.м., факт совместного проживания с заявителем не установлен;
сын - Семенихин С.А. (*), представлено: свидетельство о рождении, справка их администрации муниципального образования * об отсутствии финансового лицевого счета; справка о регистрации сына с 02.04.2015 года по адресу: * в жилом помещении общей площадью 140,1 кв.м., собственником которого является * Н.Н. (**), где постоянно зарегистрировано 5 человек; справка о составе семьи; выписка из домовой книги, выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, предоставленные всеми территориальными Управлениями Росреестра.
Комиссия ФСИН России, рассмотрев рапорт истца и представленные документы, приняла решение об отказе Семенихину А.Н. в постановке на учет для получения единовременной в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу об отказе Семенихину А.Н. в удовлетворении исковых требований на том основании, что решение Комиссии ФСИН России об отказе Семенихину А.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более нормы предоставления - 15 кв.м. является законным и обоснованным.
При этом суд согласился с выводом Комиссии ФСИН России о том, что обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи истца составляет 18, 17 кв.м., исходя из расчета: (140,1 + 59,8) :11, поскольку истец проживает по адресу: *** в жилом помещении общей площадью 59,8 кв.м., в котором, согласно выписке из домовой книги, проживает 6 человек, а жена и сын заявителя проживают в жилом помещении общей площадью 140,1 кв.м. по адресу: ***, в котором, согласно выписке из домовой книги, проживает 5 человек.
Доводы истца о том, что Комиссией ФСИН не учтено, что * Н.Н. (* * заявителя) является собственником только квартиры N 1 по адресу: ****, а собственником квартиры N 2 не является, суд признал несостоятельными, поскольку согласно договору купли-продажи от 31.01.1994 г. ТОО "***" продало *у Н.Н. не квартиру, а ? долю жилого железобетонного дома. Согласно техническому паспорту * Н.Н. является собственником ? доли указанного дома. Порядок пользования жилым помещением не определен.
Доводы истца о проживании вместе с ним супруги и сына суд не принял во внимание, поскольку доказательства, подтверждающие данные обстоятельства истцом представлены не были, и, кроме того, супруга и сын истца по месту пребывания не зарегистрированы.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель оспаривает выводы судов об обеспеченности Семенихина А.Н. общей площадью жилого помещения по установленной законом норме, ссылаясь на то, что при произведении расчета жилой площади с целью определения обеспеченности заявителя и членов его семьи жильем, суды не учли тот факт, что жилой дом общей площадью 140,1 кв.м, расположенный по адресу: ***, имеет две квартиры, у каждой из которых имеется свой кадастровый номер, отдельный вход, свои жилые помещения, и свой собственник, в связи с чем выводы судебных инстанций относительно обеспеченности Семенихина А.Н. общей площадью в жилом помещении не основаны на законе.
Между тем, указанный довод основан на ошибочном толковании норм материального права и установленных по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в судебных постановлениях.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, а случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "з" и подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Семенихина А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужил факт обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Данное решение было принято Комиссией исходя из сведений, содержащихся в документах, представленных Семенихиным А.Н. вместе с рапортом от 17 апреля 2014 года.
Как было указано выше, согласно представленной Семенихиным А.Н. в Комиссию ФСИН России выписке из домовой книги по адресу: *, его супруга с 23 июля 1990 года, сын с 02 апреля 2005 года постоянно зарегистрированы по данному адресу в жилом помещении 140,1 кв.м., собственником которого является * *С.Н. - * Н.Н., и в нем постоянно зарегистрировано 5 человек.
Сведения об ином количестве лиц, зарегистрированных по указанному адресу, Семенихиным А.Н. в Комиссию ФСИН не предоставлялись и предметом рассмотрения Комиссии не являлись.
Из изложенного следует, что у ответчика имелись правовые основания для отказа в постановке Семенихина А.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Более того, Семенихин А.Н. не лишен возможности повторно обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив все перечисленные в пункте 5 Правил документы, содержащие полную и достоверную информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, имеющих непосредственное отношение к вопросу о постановке на учет для получения названной выплаты.
Доводы кассационной жалобы о том, что отказав в удовлетворении ходатайства истца о вызове свидетелей суд первой инстанции, лишил тем самым истца возможности представить дополнительные доказательства, не влекут отмену судебных постановлений, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 57, ст. 166 ГПК Российской Федерации право суда удовлетворить либо, напротив, отклонить заявленное ходатайство, связано исключительно с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и отнесено процессуальным законом к компетенции судов общей юрисдикции. В этой связи суд первой инстанции вправе отказать в удовлетворении заявленных ходатайств и признать имеющиеся доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу.
Ссылки заявителя на несоблюдение судами принципов равноправия сторон и состязательности, объективными данными не подтверждены и не являются основанием для отмены судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы касаются не материально-правовой, а доказательной стороны спора. Вместе с тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
В силу положений ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции правом на переоценку исследованных доказательств не наделен.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы Семенихина А.Н. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 февраля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.