Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Басалая А.А., поступившую 02 ноября 2017 года, на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 04 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года по делу по иску Басалая А.Ф. к главному специалисту отдела социальной защиты населения Академического района ЮЗАО Поповой А.Н., Трухиной Л.А. о сознательном искажении ФЗ "О государственной социальной помощи",
установил:
Басалай А.А. обратился в суд с иском к главному специалисту отдела социальной защиты населения Академического района ЮЗАО Поповой А.Н., ее руководителю Трухиной Л.А. о сознательном искажении ФЗ "О государственной социальной помощи", в котором просил суд признать действия чиновников недопустимыми, в связи с субъективным и неправомерным толкованием указанными лицами законов и постановлений Правительства РФ, указать на необходимость их неукоснительного исполнения, привлечь к ответственности правонарушителей, в качестве компенсации за не предоставленную заявителю путевку, обязать правонарушителей купить заявителю туристическую путевку в Египет, Арабские Эмираты или в Таиланд для восстановления здоровья в декабре 2016 - марте 2017 г., поскольку действия ответчиков привели к ухудшению здоровья заявителя, указать чиновникам отдела социальной защиты населения Академического района на недопустимость подобных правонарушений, обязать их строго соблюдать действующее законодательство в последующие годы.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом 3 группы и имеет право на получение путевки для прохождения санаторно-курортного лечения, для профилактики имеющихся заболеваний. Работники отдела социальной защиты населения Академического района ЮЗАО г. Москвы не желают выдавать заявителю путевки, за 8 лет ему были предоставлены только 2 путевки, что существенно нарушает его права. 06 июля 2015 года Басалай А.А. обратился к ответчику с заявлением, с приложением всех необходимых документов, в связи с имеющимися заболеваниями истцу рекомендовано лечение в летнее время на Черноморском побережье, однако путевка предоставлена не была.
Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 04 августа 2017 года в удовлетворении иска Басалая А.А. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года решение Гагаринского районного суда города Москвы от 04 августа 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Басалай А.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг инвалидам (ст. 6.1).
Статьей 6.2 данного Федерального закона предусмотрено право инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. п. 3.7 и 3.9 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии с ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона N 178-ФЗ, порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 864 утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно п. 4 указанных Правил финансовое обеспечение расходов Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В силу п. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации при наличии медицинских показаний, справки учреждения здравоохранения. Объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания граждан в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансирование указанной меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03 апреля 2014 года N 686-О, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Также не противоречит действующему законодательству предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в последовательности, определяемой датой регистрации заявлений граждан. Исходя из разъяснений, содержащихся в названном Определении Конституционного Суда, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Таким образом, предоставление путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, производится в порядке очередности подачи заявлений, исходя из фактически имеющегося количества путевок.
Такое правовое регулирование направлено для обеспечения равных прав граждан - получателей набора социальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что Басалай А.А. является инвалидом 3 группы.
06 июля 2015 года Басалай А.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении направления на санаторно-курортное лечение.
Согласно ответу заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Комаровой Н.Ю. от 01 июля 2016 года, в ответ на обращения Басалая А.А. органом отделом по организации работы с гражданами льготных категорий Управления по организации предоставления мер государственной социальной поддержки льготным категориям граждан от 25 апреля 2016 N 01-38-1615/16 были направлены письменные разъяснения, где сообщается, что вопросы предоставления санаторно-курортного лечения москвичам федеральных льготных категорий, в том числе инвалидам, регулируются Федеральным законом от 17 июля 1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и постановлением Правительства Москвы от 11 августа 2009 N 755-ПП, в соответствии с которыми санаторно-курортные путевки гражданам выдаются согласно медицинским рекомендациям (сезон, место, профиль лечения) и дате постановки на учет для получения санаторно-курортного лечения. Заявителю сообщалось, что он будет обеспечен в установленном порядке санаторно-курортным лечением, с учетом даты постановки на учет 06 июля 2015 года.
В ответе УСЗН ЮЗАО города Москвы от 10 октября 2016 года Басалаю А.А. сообщалось, что по состоянию на 06 октября 2016 года его "электронная очередь", согласно медицинскому заключению, с учетом рекомендуемого профиля лечения в санаториях Черноморского побережья в летнее время, N 82.
Разрешая заявленные требования, и отказывая в их удовлетворении, суд исходил из того, что не предоставление Басалаю А.А. путевки на санаторно-курортное лечение не свидетельствует о лишении истца принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказе в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что за истцом сохранилось право на получение льгот в натуральной форме, он не лишен права на получение санаторно-курортных путевок в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Учитывая, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг - путевки на санаторно-курортное лечение, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений, суд правомерно указал, что не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
При этом в целях обеспечения доступности информации о движении очередности на получение санаторно-курортного лечения и контроля распределения путевок с октября 2012 года введен информационный ресурс "Электронная очередь", в котором учет граждан, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, ведется отдельно по каждому профилю лечения, сезону и месту расположения здравницы, с учетом даты постановки на учет.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий должностных лиц ОСЗН Академического района ЮЗАО г. Москвы по не предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, в связи с чем отказал в удовлетворении иска Басалая А.А. в полном объеме.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции.
Доводы Басалая А.А., направленные на оспаривание вывода суда о том, что ответчиком не допущено нарушений прав истца при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, судебная коллегия отклонила, поскольку они основаны на неправильном толковании положений материального закона, регулирующих спорные отношения сторон.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанции, направлены на оспаривание их выводов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Басалая А.А. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от 04 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 сентября 2017 года по делу по иску Басалая А.А. к главному специалисту отдела социальной защиты населения Академического района ЮЗАО Поповой А.Н., Трухиной Л.А. о сознательном искажении ФЗ "О государственной социальной помощи" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.