Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Павлова В.В., направленную по почте 24 октября 2017 года и поступившую в суд кассационной инстанции 01 ноября 2017 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску Павлова В.В. к Военному комиссариату Московской области о возобновлении выплаты пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Павлов В.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о возобновлении выплаты пенсии, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных Павловым В.В. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2015 года постановлено:
- решение Зюзинского районного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года отменить;
- принять по делу новое решение, которым обязать Военный комиссариат Московской области возобновить выплату Павлову В.В. пенсии за выслугу лет с 01 марта 2013 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 августа 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2015 года отменено по новым обстоятельствам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 сентября 2017 года решение Зюзинского районного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Павлов В.В. выражает несогласие с решением суда от 27 ноября 2014 года и апелляционным определением судебной коллегии от 08 сентября 2017 года, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам. В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Павлову В.В., 08 мая 1961 года рождения, с 26 мая 2009 года назначена пенсия за выслугу 29 лет в соответствии с РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, о чем Военным комиссариатом Московской области выдано удостоверение; с 11 мая 2010 года Павлов В.В. принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность оперуполномоченного по особо важным делам специального отдела N 1 службы N 4 Регионального таможенного управления радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры, что подтверждается приказом управления от 11 мая 2010 года N 213-к; согласно ответу Военного комиссариата Московской области от 14 июня 2014 года следует, что с 01 мая 2013 года выплата пенсии за выслугу лет Павлову В.В. приостановлена на основании ч. 2 ст. 6 Закона РФ N 4468-1 в связи с поступлением истца на службу в таможенные органы.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Павлов В.В. исходил из того, что действия Военного комиссариата Московской области являются незаконными, нарушающими его право на пенсионное обеспечение.
Рассматривая данное дело, суд на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Павловым В.В. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21 июля 1997 года пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей; согласно ст. 6 Закона Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 года лицам, указанным в настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается; право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у истца отсутствует, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны РФ пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах; таким образом, в удовлетворении заявленных Павловым В.В. исковых требований должно быть отказано.
Оставляя без изменения решение суда, судебная коллегия исходила из того, что законные основания у ответчика для приостановления выплаты истцу пенсии имелись; так, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1; в соответствии с данного Закона лицам, указанным в Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; согласно указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается; при этом какие-либо изъятия из закрепленного в Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусмотрены; правовая норма, содержащаяся в указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в соответствующих органах, включая таможенные органы; данная правовая позиция нашла свое отражение в Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 18 марта 2004 N 6-П; в данном Конституционного Суда РФ указано, что действие рассматриваемого распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах; так, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей; аналогичное правило закреплялось Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2003 года в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ) в отношении сотрудников налоговой полиции; в определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 1338-О указано, что изложенные в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации; определением Конституционного Суда Российской Федерации "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" от 05 ноября 2015 года N 2500-О-Р разъяснено, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается; с учетом изложенного, поступление истца как лица, получающего пенсионное обеспечение на основании РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, на службу в таможенный орган влекло приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной по указанному Закону; указанные выводы также изложены в определении Верховного Суда РФ от 10 февраля 2017 года N 5-КФ17-16 по результатам рассмотрения кассационной жалобы Военного комиссариата Московской области по рассматриваемому делу.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, а равно соответствуют принципу единства судебной практики, определяемой Конституционным Судом Российской Федерации (в Определении Конституционного Суда РФ от 05 ноября 2015 года N 2500-О-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" разъяснено, что из и мотивировочной части от 18 марта 2004 года N 6-П прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается).
Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды разрешенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения.
Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок и неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают, в связи с чем предусмотренные положениями ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения судебной коллегии по доводам кассационной жалобы истца Павлова В.В. в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы истца Павлова В.В. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 27 ноября 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 08 сентября 2017 года по гражданскому делу по иску Павлова В.В. к Военному комиссариату Московской области о возобновлении выплаты пенсии - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.