Тверского районного суда г. Москвы от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ФГУП "Росморпорт",
УСТАНОВИЛ
Постановлением государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 26 января 2017 года N10-35/87 ФГУП "Росморпорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Решением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 25 мая 2017 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба ФГУП "Росморпорт" - без удовлетворения. Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, ФГУП "Росморпорт", в лице защитника по доверенности Щепетильникова Н.В., обратилось в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение норм материального права, поскольку положения ст.73 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" о подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не содержат указания о необходимости подтверждения квалификации руководителя предприятия свидетельством.
В судебном заседании защитники ФГУП "Росморпорт" по доверенности Щепетильников Н.В., Симонова И.Н. жалобу поддержали.
Представитель Департамента Росприроднадзора по ЦФО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитников ФГУП "Росморпорт" по доверенности Щепетильникова Н.В., Симонову И.Н., не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи.
В соответствии со КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения с 14 ноября 2016 года по 06 декабря 2016 года плановой выездной проверки юридического лица - ФГУП "Росморпорт", адрес места нахождения: 127055, г.Москва, ул.Сущевская, д.***, соблюдения требований природоохранного и экологического законодательства, проведенной на основании приказа заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО о проведении плановой выездной проверки юридического лица, установлено, что ФГУП "Росморпорт" допущено нарушение требований ст. 73 ФЗ от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выразившееся в отсутствии у руководителя ФГУП "Росморпорт" генерального директора Тарасенко А.В. до 08 декабря 2016 года необходимой подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, подтвержденной свидетельством (сертификатом).
Действия ФГУП "Росморпорт" квалифицированы по ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и виновность наименование организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении; приказом о назначении генерального директора; приказом о проведении плановой выездной проверки.; актом проверки; регистрационными документами и Уставом ФГУП "Росморпорт", иными документами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, организация и развитие системы экологического образования.
В соответствии с Закона об охране окружающей среды руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
По смыслу Закона об охране окружающей среды требование о наличии у руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, является императивным условием.
В данном случае, как было установлено должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, на момент проведения с 14 ноября 2016 года по 06 декабря 2016 года проверки у руководителя ФГУП "Росморпорт" отсутствовала подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Генеральный директор ФГУПП "Росморпорт" Тарасенко А.В., назначенный на должность приказом Росморречфлота от 11.09.2013г. N 161/к-мрф, прошел обучение по программе: "Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления" в АНО ДПО "Институт повышения квалификации специалистов" в период с 28 ноября 2016 года по 08 декабря 2016 года, что подтверждается удостоверением N 112-001 от 08.12.2016г.
Между тем, в соответствии с "Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007г. N 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Тарасенко А.В. как руководитель организации, осуществляющей хозяйственную деятельность, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, обязан был пройти подготовку руководителя организации по программе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в месячный срок с момента своего назначения на данную должность, то есть до 11 октября 2014 года.
Вместе с тем указанное обязательное требование Тарасенко А.В. не было соблюдено своевременно, соответствующее обучение в АНО ДПО "Институт повышения квалификации специалистов" пройдено им в период с 28 ноября 2016 года по 08 декабря 2016 года, о чем выдано удостоверение удостоверением N 112-001 от 08.12.2016г.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФГУП "Росморпорт" состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, поскольку его руководителем были ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по соблюдению экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Доводы жалобы сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, в связи с чем, удовлетворения жалобы не влекут.
Наказание ФГУП "Росморпорт" назначено в соответствии с требованиями,, КоАП РФ, в пределах санкции КоАП РФ. При назначении наказания, орган административной юрисдикции учел характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.
В силу КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в КоАП РФ. При этом, в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц РФ ( ) формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению ( КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в или КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГУП "Росморпорт", являющегося юридическим лицом, имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, за нарушение которого КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные данного Кодекса.
Таким образом, ФГУП "Росморпорт" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ФГУП "Росморпорт" в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная КоАП РФ, не нарушена.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых постановлений, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь - 9 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление государственного инспектора Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 26 января 2017 года N10-35/87, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 25 мая 2017 года по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ФГУП "Росморпорт" оставить без изменения, жалобу ФГУП "Росморпорт" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.