Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппова А.П. по доверенности Коваленко Н.Б. на постановление начальника ИФНС России N7 по г.Москве N**года, на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 03 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппова А.П.,
установил:
постановлением начальника ИФНС России N7 по г.Москве N**года генеральный директор ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с таким постановлением должностного лица административного органа, защитник генерального директора указанного Общества подал на него жалобу в Басманный районный суд города Москвы, судьей которого 03 августа 2017 года постановленоприведенное выше решение.
В настоящее время в Московский городской суд защитник должностного лица ООО "Аптечная сеть Оз" по доверенности Коваленко Н.Б. обжалует акты должностного лица и судьи районного суда по доводам поданной жалобы, ссылаясь на то, что выводы судьи не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам; вина генерального директора названного Общества не доказана; при рассмотрении дела не учтен тот факт, что кассовый лимит Общества - ***руб. утвержден в соответствии с Указаниями Центрального Банка Российской Федерации "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" от ***года N***, в связи с чем оснований для перерасчета кассового лимита не имелось; в данном случае состав вмененного административного правонарушения отсутствует.
В судебное заседание генеральный директор ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппов А.П., будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку своего защитника по доверенности Коваленко Н.Б., указанные доводы жалобы поддержавшего в полном объеме и просившего их удовлетворить.
Представитель ИФНС России N7 по г.Москве по доверенности Попова М.Г. возражала против удовлетворения доводов жалобы, сочтя обжалуемые постановления должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, проверив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, прихожу к следующему.
1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации, объективная сторона предполагает как нарушение порядка работы с денежной наличностью, так и нарушение порядка ведения кассовых операций.
ведения кассовых операций с 01 июня 2014 года установлен Указанием Банка России от ***года N *** "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", п. 1, п.2 которого установлено, что для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с к настоящему Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег.
Подразделению юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места) (далее - обособленное подразделение), сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном настоящим Указанием для юридического лица.
Юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям.
Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется юридическим лицом обособленному подразделению в порядке, установленном юридическим лицом.
Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с - пятым настоящего пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента, государственную функцию по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях исполняет ФНС России.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения 26 апреля 2017 года должностными лицами ИФНС России N 7 по г.Москве выездной плановой проверки ООО "Аптечная сеть Оз" на основании поручения руководителя ИФНС России N 7 по г.Москве N *** от *** года по адресу обособленного подразделения: г. Москва, ***, выявлено, что генеральным директором Филипповым А.П., в нарушение требований п.п.1, 2 Указанием Банка России от ***года N *** "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", допущено нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в несоблюдении порядка хранения наличных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита на общую сумму превышения *** руб. за проверяемый период с *** года по *** года, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения должностным лицом указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, поручением N *** от *** года руководителя ИФНС России N 7 по г.Москве о проведении плановой проверки полноты учета выручки денежных средств в кассу предприятия (индивидуального предпринимателя); актом проверки N ** от *** года (проверки полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, из которого усматривается, что приказом от 31 декабря 2016 года N 611 "Об изменении лимита остатка кассы в ООО "Аптечная сеть Оз" с 01 января 2017года" с приложением к нему "Расчета лимита остатка кассы Аптека 175 Общество с ограниченной ответственностью "Аптечная сеть Оз" неверно установлен лимит остатка наличных денежных средств кассы ООО "Аптечная сеть Оз" Аптека 175 на 2017 год - *** руб.; согласно приложению к Приказу N 611 от 31.12.2016 г. "Расчет лимита остатка кассы Аптека 175 Общество с ограниченной ответственностью "Аптечная сеть Оз" за расчетный объем поступлений наличных денег (V) организацией взят период с 26 декабря 2016 года по 28 декабря 2016 года и равен *** руб., количество дней входящий в расчетный период (Р) - 3, период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях (N) равен 3,5 дням, итого лимит кассы организации (L) равен ***,00 : 3 х 3,5 = ***,50 руб., что неверно, в ходе указанной проверки был произведен пересчет установленного лимита по следующей формуле: L=V:P*N, где L - лимит остатка наличных денег в рублях, V-объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях, Р - расчетный период в рабочих днях, N - период времени между днями сдачи в банк наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях, в результате чего установлено, что также выявлено, что в проверяемом периоде с ***года по *** года организацией было допущено превышение лимита остатка наличных денег кассы, а именно: ***года остаток наличных денег в кассе составляет ***руб. (лист кассы N 61), превышение - ***руб., ***года остаток наличных денег в кассе составляет *** руб. (лист кассы N **), превышение - ***руб., *** года остаток наличных денег в кассе составляет *** руб. (лист кассы N **), превышение - **руб., ** года остаток наличных денег в кассе составляет *** руб. (лист кассы N **), превышение - ** руб., а всего общая сумма превышения составила *** руб., с учетом того, что по данным кассовой книги в эти дни не производилось выплат заработной платы, дни были рабочими; приказом генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" N ** от *** года об установлении лимита остатка кассы офиса и аптек Московского региона в ООО "Аптечная сеть Оз" с ***года в размере *** руб. и приложением к нему; вкладными листами кассовой книги; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Аптечная сеть Оз"; протоколом об административном правонарушении N ** от *** года в отношении генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппова А.П. по ч.1 ст.15.1 КоАП РФ, в котором подробно приведено событие административного правонарушение, указаны нормы, нарушение которых вменяется заявителю, приведены доказательства, протокол составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в установленном порядке извещенного о месте и времени составления протокола, и копия которого для сведения направлена в его адрес, все существенные данные, прямо перечисленные в части 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, а также содержит уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении; постановлением начальника ИФНС России N7 по г.Москве N**года, которым генеральный директор ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа, копия которого для сведения направлена в его адрес.
Указанные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами Межрайонной ИФНС России N7 по г.Москве, непосредственно выявившими нарушение должностным лицом юридического лица требований по соблюдения законодательства о порядке работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций юридическими лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, при этом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
В соответствии с положениями КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении должны быть предприняты надлежащие меры для извещения лица, в отношении которого ведется такое производство, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В силу, в случае неявки лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В данном случае порядок привлечения заявителя к административной ответственности должностным лицом ИФНС России N7 г.Москвы соблюден, о чем свидетельствуют акт проверки N ** от ***года, которым руководитель Общества приглашался в ИФНС России N7 по г.Москве к 10.00 часам *** года для составления протокола об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппова А.П. по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, полученный представителем Общества, копия которого для сведения также отправлена и получена Обществом по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), однако, в административный орган должностное лицо Общества не явился, явку представителя не обеспечил, в связи с чем копия протокола об административном правонарушении N *** от *** года в отношении указанного должностного лица, содержащего извещение о явке последнего для рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.00 час. *** года для сведения направлена в его адрес и получена по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), постановление от *** года должностным лицом также вынесено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица, копия его направлена в его адрес по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и получена Обществом.
По смыслу 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
С учетом изложенного, субъектами правонарушений, предусмотренных 15.1 КоАП РФ, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В силу положений Федерального закона от 08 февраля 1998 года N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", генеральный директор является единоличным исполнительным органом, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по управлению хозяйственным обществом.
Таким образом, должность заявителя отнесена к категории руководящих должностей, и именно он осуществляет руководство Обществом, наделен полномочиями по исполнению организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, и неисполнение которых в части не принятия всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований п.п.1, 2 Указания Центрального Банка Российской Федерации "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" от ***года N***, выразившееся в несоблюдении порядка хранения наличных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита на общую сумму превышения *** руб. за проверяемый период с ***года по *** года, явилось основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной 1 КоАП РФ.
При этом, у должностного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что в силу КоАП РФ свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от него причинам заявителем не представлено.
В связи с тем, что Филиппов А.П., будучи должностным лицом Общества, вследствие ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей допустил нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, руководящих разъяснений в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. При этом, следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Состав административного правонарушения, предусмотренного .1 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Поскольку административное правонарушение в виде несоблюдении порядка хранения наличных денежных средств и накоплении в кассе наличных денег сверх установленного лимита посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов и правил государственной разрешительной системы, судья районного суда, исследовав конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и установив факт наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям - пренебрежительное отношение к исполнению руководителем ООО "Аптечная сеть Оз" своих публично-правовых обязанностей при осуществлении предпринимательской деятельности, обоснованно не признал совершенное им правонарушение малозначительным, с чем не согласиться оснований не имеется.
При рассмотрении жалобы стороны защиты обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены судом на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана с учетом требований Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Бремя доказывания по делу судьей районного суда распределено верно, с учетом требований КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с произведенной судьей районного суда оценкой доказательств по делу, выводами суда не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, факта совершения заявителем административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения должностного лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в представленных материалах не имеется и в поданной жалобе не содержится.
Вопреки доводам жалобы, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение актов должностных лиц административного органа и решения судьи районного суда, не имеется, они являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника ИФНС России N7 по г.Москве N**года, решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 03 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппова А.П. оставить без изменения, жалобу защитника генерального директора ООО "Аптечная сеть Оз" Филиппова А.П. по доверенности Коваленко Н.Б. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.