Судья Московского городского суда Лашков А.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель Строкова Р.В. на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 16 июня 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Строковым Р.В. от 05 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении N * АО "Научно-исследовательский институт резиновых и полимерных изделий" (далее АО "НИИР") привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор общества обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить названное постановление по доводам, изложенным в его жалобе.
Представитель АО "НИИР" по доверенности Каткова А.Ю., в судебном заседании, поддержав жалобу в полном объеме, пояснила, что выводы должностных лиц Управления Росреестра по Москве, изложенные в обжалуемом постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются собранными по делу доказательствами.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 16 июня 2017 г. постановлено"Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 05 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении N *, которым АО "Научно-исследовательский институт резиновых и полимерных изделий" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по административному делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения " .
Не согласившись с указанным решением судьи, заместитель главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель Строков Р.В. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
Представитель АО "НИИР" по доверенности Каткова А.Ю. в судебное заседание явилась, просила оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника АО "НИИР" нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно КоАП РФ решение по рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные КоАП РФ, в соответствии с положениями п. 6 ч. 1 которой, решение должно быть мотивированным.
В соответствии с требованиями КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежит событие административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании протокола по делу об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иных фактических данных ( КоАП РФ).
Согласно КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные КоАП РФ, в соответствии с которой в постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указанные в КоАП РФ и мотивированное решение по делу.
При рассмотрении дела по жалобе судьей Преображенского районного суда данные требования закона выполнены не были, при вынесении решения судья надлежащим образом не установилвсе обстоятельства по делу.
В соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях использование земель не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных и, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется виновным использованием земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе, изменение правового режима земель, осуществление непредусмотренных видов деятельности.
К числу субъектов ответственности по указанной относятся юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями и арендаторами земельных участков.
Постановлением Заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель Строковым Р.В. от 05 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении N * АО "НИИР" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела основанием для отмены постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N * явилось отсутствие в обжалуемом постановлении обстоятельств, свидетельствующих об использовании АО "НИИР" земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, в связи с тем, что земельному участку, расположенному по адресу: *, с кадастровым N * не определен вид разрешенного использования.
Также в мотивировочной части обжалуемого судебного акта указано на принятие АО "НИИР" исчерпывающих мер, направленных на определение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N *, с учетом фактически осуществляемых видов деятельности, связанных с размещением и эксплуатацией офисов и складов.
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ N 221) (в редакции, действовавшей на момент проведения проверочных мероприятий, рассмотрения административного дела), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим: Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ N 221 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42 (действовавшего на момент проведения проверки), ч. 2 ст. 7, п. 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", одним из дополнительных сведений, вносимым в кадастр недвижимости является разрешенное использование земельного участка.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости (полученным на момент проведения проверочных мероприятий, рассмотрения административного дела) земельному участку с кадастровым N *, используемому АО "НИИР", установлен вид разрешенного использования - эксплуатация зданий, сооружений для осуществления научно-технической деятельности института, что подтверждается соответствующими документами, имеющихся в материалах административного дела.
Кроме этого, факт наличия установленного вида разрешенного использована земельного участка с кадастровым N *, а именно: эксплуатация зданий, сооружений для осуществления научно-технической деятельности института, а также несоответствие фактически осуществляемой АО "НИИР" деятельности, связанной с размещения и эксплуатации офисов и складов, установленному виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым N *, подтверждался информацией, полученной при производстве по делу об административном правонарушении от Департамента городского имущества города Москвы, являвшегося на момент выявления административного правонарушения, рассмотрения административного дела, : в соответствии с п. 4.2.7 положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства города Москвы от 20.02.2013 N99-ПП "Об утверждении положения о Департаменте городского имущества города Москвы", уполномоченным государственным органом, принимающим решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования.
Таким образом, до проведения проверочных мероприятий, на момент выявления административного правонарушения, на момент рассмотрения административного дела, а также в настоящее время земельному участку с кадастровым N 77:03:0001003:5, установлен вид разрешенного использования, а именно: эксплуатации зданий, сооружений для осуществления научно-технической деятельности института.
Сведения, полученные *г. представителем АО "НИИР" из Единого государственного реестра недвижимости, являются исключительно справкой о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N * и не могут подтверждать отсутствие установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N *.
Порядок внесения изменений в установленный вид разрешенного использования земельных участков (на момент проведения проверочных мероприятий, рассмотрения 05.12.2016 дела об административном правонарушении); регламентирован постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ЩШ "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных, услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
Вместе с тем, на момент проведения проверки, оформления результатов ее проведения, рассмотрения административного дела АО "НИИР" не предоставлено какой-либо информации (документов), подтверждающей обращение АО "НИИР" в уполномоченный функциональный орган исполнительной власти города Москвы (Департамент городского имущества города Москвы) в установленном законом порядке по вопросу принятия решения об установлении (изменении) установленного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 77:03:0001003:5, с учетом фактически осуществляемых видов деятельности.
Факт отсутствия каких-либо действий со стороны АО "НИИР", связанных с изменением разрешенного использования земельного участка с кадастровым N *, подтверждается также сведениями, полученными при производстве но делу об административном правонарушении из Департамента городского имущества города Москвы.
Указанные обстоятельства судом при разрешении дела учтены не были.
Названные существенные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении АО "НИИР", в связи с чем решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть вышеизложенное, пределы установленного КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности и принять по делу решение в соответствии с требованиями РФ.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 16 июня 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 1 ст. 8.8 КРФоАП, в отношении АО "НИИР" отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Преображенский районный суд г. Москвы.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.