Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ООО "Ацлаха" Шибаковой А.К. на решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 24 июля 2017 года, которым оставлено без изменения постановление заместителя госинспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС РФ по Москве N **** от 25 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ в отношении ООО "Ацлаха",
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2017 года и.о. прокурора ЮАО г. Москвы вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Ацлаха".
25 апреля 2017 г. постановлением заместителя госинспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС РФ по Москве N **** ООО "Ацлаха" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию
в виде административного штрафа 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Ацлаха" обжаловало его в Симоновский районный суд Москвы, судьей которого вынесено оспариваемое решение, об отмене которого просит генеральный директор ООО "Ацлаха" Шибакова А.К., указывая на необоснованность и незаконность актов о привлечении Общества к административной ответственности.
Законный представитель генеральный директор ООО "Ацлаха" Шибакова А.К. и защитник Чванов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ не заявляли.
Прокурор отдела Прокуратуры города Москвы Подвисоцкая Т.И. в судебном заседании просила постановление и решение изменить, переквалифицировать деяние на ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в связи вступлением в силу положений Федерального закона от 28.05.2017 года N 100-ФЗ "О внесении изменения в федеральный закон "О пожарной безопасности" и КоАП РФ", с оставлением суммы назначенного административного штрафа в том же размере, в остальной части постановление и решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указав, что никаких оснований отмены постановления и судебного решения не имеется, факт совершения ООО "Ацлаха" доказан материалами дела.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент выявления правонарушения) нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на РФ и включает в себя данный Федеральный, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 06 марта 2017 года Прокуратурой ЮАО г. Москвы с привлечением специалистов 2 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС РФ по Москве организована и проведена проверка федерального законодательства о пожарной безопасности объекта с круглосуточным пребыванием граждан - ООО "Ацлаха", осуществляющего деятельность по адресу: г. Москва, ул. Нагатинская, д. 17, к. 1.
В ходе проверки установлено, что Общество допустило нарушение п.п. 475, 478, 42в Правил противопожарного режима в РФ, а именно: огнетушители, установленные на объекте проверки, не обозначены порядковыми номерами; учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей не ведется; в тамбуре "Хостела" допускается эксплуатация светильников без защитных колпачков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией светильника.
Действия ООО "Ацлаха были квалифицированы по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Виновность ООО "Ацлаха" подтверждена доказательствами, которые в своей совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают, а именно: постановлением прокурора ЮАО Москвы о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 марта 2017 г.; актом о результатах проверки от 06 марта 2017 г., договором аренды от 07 декабря 2016 г., иными материалами дела.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Прокуратуры ЮАО г. Москвы и 2 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС РФ по Москве, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется, а поэтому правильно судьей районного суда положены в основу обжалуемого постановления, оценены в порядке КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Также в данном случае следует отметить, что совместная проверка сотрудников прокуратуры и МЧС России по г. Москве соблюдения законодательства о пожарной безопасности должностным лицом указанного Общества проведена в соответствии требованиями Федерального от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в силу, которого, прокурор вправе осуществлять надзор за соблюдением Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, помимо иных субъектов, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, возбудить производство об административном правонарушении.
Вопреки доводам жалобы, совокупность исследованных судьей доказательств свидетельствует о наличии в действиях Общества нарушений требований п.п. 475, 478, 42в Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года, что представляет собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях хостела, могут повлечь тяжкие последствия вследствие возможного возникновения пожара, в связи с чем они подлежат обязательному устранению.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ООО "Ацлаха" имелась возможность для соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в частности требований п.п. п.п. 475, 478, 42в Правил противопожарного режима в Российской Федерации, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу Общества, материалы дела не содержат.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемых актов, постановленных с соблюдением требований РФ.
Постановление о привлечении ООО "Ацлаха" к административной ответственности вынесены должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ.
Вместе с тем, имеются основания для изменения постановления и решения судьи районного суда ввиду следующего.
Согласно ст.ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Согласно пп. "в" п.4 ст.2 Федерального закона от 28.05.2017 N 100 - ФЗ "О внесении изменения в федеральный закон "О пожарной безопасности" и КоАП РФ", чч.3-5 и 8 ст.20.4 КоАП РФ признаны утратившими силу. Данные изменения вступили в силу 09 июня 2017 года. Сведений об исполнении постановления в деле не имеется.
Административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции на момент рассмотрения жалобы) наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Ацлаха" подлежат квалификации по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона N 100-ФЗ от 28 мая 2017 года с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Изменение состоявшихся по настоящему делу постановления и судебного акта в указанной части не влечёт ухудшение положения юридического лица.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя госинспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС РФ по Москве N от 25 апреля 2017 г., решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 24 июля 2017 года - изменить, переквалифицировать действия ООО "Ацлаха" с ст. 20.4 КоАП РФ на КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ), назначить ООО "Ацлаха" административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 00 рублей.
В остальной части постановление заместителя госинспектора района ЮАО г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 2 РОНПР Управления по ЮАО ГУ МЧС РФ по Москве N **** от 25 апреля 2017 г., решение судьи Симоновского районного суда Москвы от 24 июля 2017 года, - оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Ацлаха" Шибаковой А.К., - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.