Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу в интересах Назарова А.А. защитник по доверенности Ворониной Н.В. на постановление судьи Солнцевского районного суда г.Москвы от 21 августа 2017 года, которым гражданин Республики Таджикистан Назаров А.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
*** года дежурным ОМВД России по району "Солнцево" ГУ МВД России по г.Москве в отношении гражданина Республики Таджикистан Назарова А.А. составлен протокол об административном правонарушении по КоАП РФ.
Определением заместителем начальника ОМВД России по району "Раменки" ГУ МВД России по г.Москве от 20 августа 2017 года дело на рассмотрение передано в Солнцевский районный суд г.Москвы, судьей которого 22 августа 2017 года вынесено приведенное выше постановление.
Не согласившись с таким постановлением судьи районного суда, защитник Назарова А.А. по доверенности Воронина Н.В. подала на него в Московский городской суд жалобу, по доводам которой просит его отменить, производство по делу прекратить ввиду того, что в установленном законом порядке и сроки по прибытию на территорию Российской Федерации 03 августа 2017 года заявитель встал на миграционный учет 11 августа 2017 года на срок до 31 октября 2017 года; при рассмотрении настоящего дела наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, не доказано; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам.
В судебном заседании Назаров А.А. и его защитник по доверенности Воронина Н.В. поддержали в полном объеме указанные доводы жалобы, просили их удовлетворить, представив на обозрение суду подлинники паспорта иностранного гражданина, миграционной карты, отрывной части талона уведомления о прибытии.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, заслушав объяснения заявителя и его защитника, считаю постановление подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
На основании ч.3 ст.18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт - Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Статьей 29.1 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" установлено, что миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно пп.2, 3 ст.7 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания; временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Исходя из ст.20 вышеназванного Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N109-ФЗ, иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Постановке на учет по месту пребывания подлежат: постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: не имеет места жительства; находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание; временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных чч.3, 31, 4 ст.22 настоящего закона, непосредственно данным иностранным гражданином: не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации; не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации. В соответствии со ст.22 того же закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания иностранный гражданин: по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту; после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 настоящего Федерального закона: представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (в случае, предусмотренном частью 10 настоящей статьи), за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи; передаёт иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
В силу п.1 ст.24 Федерального закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ и ст.25.10 Федерального закона РФ от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанными выше нормами предусмотрена обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет в семь рабочих дней по прибытию в РФ, если иной срок не предусмотрен международным договором, по прибытию в РФ.
По смыслу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Таджикистан и граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации, граждане одной стороны, временно пребывающие на территории другой стороны свыше 15 дней, указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах стороны пребывания в соответствии с ее законодательством.
Привлекая заявителя к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что в **час. *** года по адресу: г.Москва, ***, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства РФ сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики Таджикистан Назаров А.А., который, прибыв на территорию Российской Федерации 03 августа 2017 года в порядке, не требующем получения визы, в нарушение требований ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", не встал на миграционный учет по истечению 15 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.
Данные обстоятельства судья сочла надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, а вину заявителя в совершении административного правонарушения по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ - доказанной.
С такими выводами судьи районного суда согласиться нельзя ввиду того, что они сделаны без надлежащей проверки всех обстоятельств настоящего дела, без соблюдения требований закона.
Так в силу положений и ч. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании КоАП РФ, в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
Как следует из материалов настоящего дела, а также из отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в местопребывания, сведений электронной базы ГУ МВД России по г.Москве АС ЦБДУИГ, полученных по запросу судьи Московского городского суда, дополнительно представленной стороной защиты справки ОВМ ОМВД России по району "Нагатино-Садовники" ГУ МВД России по г.Москве, на территорию Российской Федерации гражданин Республики Таджикистан Назаров А.А. въехал 03 августа 2017 года, на миграционный учет поставлен 11 августа 2017 года до 31 октября 2017 года принимающей стороной ИП *** по адресу: г.Москва, ***.
Вместе с тем, обстоятельства, связанные постановкой заявителя на миграционный учет, не были проверены судьей районного суда при принятии решения о привлечении его к административной ответственности, вопрос о наличии события и состава вмененного правонарушения в действиях иностранного гражданина должным образом не исследован, что не позволяет однозначно установить виновность лица в нарушении требований миграционного законодательства РФ, выразившихся в неисполнении обязанности по постановке на миграционный учет при въезде на территорию Российской Федерации.
Поскольку граждане Республики Таджикистан при въезде на территорию Российской Федерации подлежат постановке на миграционный учет в течение 15 рабочих дней, на миграционный учет Назаров А.А. в данном случае встал до истечения 15 рабочих дней с момента приезда, выводы суда первой инстанции о том, что он не встал на миграционный учет в установленный законом срок, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованными.
В порядке КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст., КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи районного суда года подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь - 30. КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Солнцевского районного суда г.Москвы от 21 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан Назарова А.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.