Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника *** - *** на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 04 мая 2017 года, которым
генеральный директор закрытого акционерного общества "Торговый дом "***" (далее - ЗАО "ТД "***")*** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административном наказанию в виде штрафа в размере 400 (четыреста) рублей,
установил:
20 марта 2017 года Межрайонным ИФНС N 3 России по Тамбовской области составлен протокол N *** об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ***
Дело передано по подведомственности мировому судье судебного участка N 410 Мещанского районного г. Москвы, который определением от 30 марта 2017 года передал по подведомственности мировому судье судебного участка N 389 Тверского района г. Москвы.
В связи с принятием Закона г. Москвы от 14 декабря 2016 года N 46 "О внесении изменений в статью 1 Закона г. Москвы от 15 октября 2003 года N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей г. Москвы" упразднен судебный участок N 389 в Басманном районе г. Москвы и создан новый судебный участок N 389 в Тверском районе г. Москвы, в связи с чем, данное дело передано по подведомственности в Тверской районный суд г. Москвы, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ (в ред. от 05 апреля 2016 года) "О мировых судьях в Российской Федерации", до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.
Судьей Тверского районного суда г. Москвы 04 мая 2017 года вынесено вышеуказанное постановление, об отмене которого просит защитник.
В судебное заседание *** не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, направив в суд своего защитника - ***, который доводы жалобы поддержал в полном объеме, дополнив, что *** не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие *** и прихожу к следующим выводам.
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения *** к административной ответственности) непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Основанием для привлечения генерального директора ЗАО "ТД "***" *** к административной ответственности по Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о представлении генеральным директором Общества *** недостоверных сведений, содержащихся в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, составленным по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года.
Между тем судьей районного суда не учтено следующее.
При рассмотрении данного дела защитником ***, ***, приведены доводы о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные,,,,, -,,,,, -,,,, указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
к статье 15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной, -, названного Кодекса, применяется к лицам, указанным в указанного Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по, и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями и Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ( постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Следовательно, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором Общества *** своих служебных обязанностей.
При этом, как следует из материалов дела, в ЗАО "ТД "***" предусмотрена должность главного бухгалтера, приказом N *** от 17 декабря 2013 года Общества *** принята на должность главного бухгалтера.
Кроме того, для ведения бухгалтерского и налогового учета ЗАО "ТД "***" заключен с АО "***" договор N *** от 01 января 2016 года на оказание услуг, копия которой имеется в материалах дела, в обязанности последнего, в том числе, относится обеспечение формирования и своевременного представления в Налоговую инспекцию полной и достоверной бухгалтерской информации; составление и предоставление бухгалтерской и налоговой отчетности (пункт 1.1 договора)
Согласно пункту 8.2 названного договора АО "***" несет ответственность, в числе прочего, за несвоевременное предоставление различных сведений и отчетности в государственные органы.
В обеспечении исполнения данного договора защитником представлены документы строгой отчетности: акты выполненных работ по договору, счета-фактуры на оплату услуг и платежные поручения, подтверждающие произведенную ЗАО "ТД ***" оплату по договору АО "***" за выполненные услуги.
Как следует, из материала дела расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, составленный по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года был представлен в Межрайонную ИФНС России N 3 по Тамбовской области в электронной форме АО "***" (л.д. 31-32, 33-34). Также установлено, что за предыдущие периоды расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, составленный по форме 6-НДФЛ были представлены АО "***" (л.д. 23-24, 25-26, 27-28, 29-30).
Данные обстоятельства, подтверждены ответом заместителя начальника Межрайонной ФНС N 3 по Тамбовской области на запрос Московского городского суда, согласно которому расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, составленный по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года был подан Халтуриной О.Н.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что генеральным директором Общества *** были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не добыто.
В силу положений и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении ( Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных, настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 04 мая 2017 года, вынесенное в отношении генерального директора Общества *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изложенное в настоящем решении не противоречит правовому подходу, выраженному Верховным Судом Российской Федерации в от 25.11.2015 N ***.
На основании изложенного, руководствуясь Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу защитника *** - *** удовлетворить.
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 04 мая 2017 года, вынесенное в отношении генерального директора Закрытого акционерного общества "*** "***" *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.