Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ГУП г. Москвы "РЭМ" по доверенности Капраловой Е.В. на постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 июля 2017 года, которым
Государственное унитарное предприятие города Москвы "РЭМ" (далее ГУП "РЭМ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 (сто тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
28 июня 2017 года начальником отдела N1 Управления территориального контроля Мосгорнаследия Шингаревой Е.В. составлен протокол N 16-105 АД 2017 об административном правонарушении в отношении ГУП "РЭМ" по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Гагаринский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В Московский городской суд защитником ГУП г. Москвы "РЭМ" по доверенности Капраловой Е.В. подана жалоба, в которой просит: постановление судьи отменить, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указал на то, что 15 января 2016 г. Мосгорнаследием выдано предписание ГУП "РЭМ" (ранее именовавшееся ГУП "Московское имущество" NПР-4/2016 о проведении работ направленных на сохране6ние объектов культурного наследия, в связи с неудовлетворительным или аварийным состоянием объекта культурного наследия "Кинотеатр "Слава", 1952-1957 гг., типовой двухзальный кинотеатр, архитектор И.В. Жолтовский при участии В. Воскресенского и Н.Сукояна", расположенного по адресу: Москва, ш. Энтузиастов д. 58: разработать проект, обратиться за получением разрешения на проведение работ в срок до 01.11.2016 г., затем срок был продлен до 15.05.2017 г. . Судьей не учтено, что объект был передан ГУП "РЭМ" по акту приема-передачи от 25 мая 2017 г., право хозяйственного ведения зарегистрировано 02 июня 2017 г., предписание не обладало признаками исполнимости и вынесено в отношении ненадлежащего лица, т.к. ГУП "РЭМ" не являлось собственником объекта, не может являться субъектом правонарушения.
В судебном заседании законный представитель ГУП "РЭМ" генеральный директор Истягин А.В. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил защитника Капралову Е.В., в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя.
Защитник Капралова Е.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Начальник отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Чинова М.А., возражала против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Капралову Е.В., начальника отдела административных расследований Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Чинову М.А., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда.
Диспозиция ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статьей 10 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что предписания государственного органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности, которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
На основании п. 4.4.45 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" Мосгорнаследие осуществляет выдачу обязательных для исполнения предписаний лицам, в отношении которых осуществляется государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия, с указанием сроков их исполнения: об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", или о внесении в них изменений; об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия; об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия; об устранении нарушений особого режима использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия; об устранении нарушений требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; о сдаче в установленном порядке работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, отчетной документации; о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; о приведении выполненных (выполняемых) работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствие с согласованной проектной документацией, рабочими чертежами на проведение локальных ремонтных работ, перечнем (описью) работ; об установлении требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия и иных мер по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия; об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда объектам культурного наследия; приостановлении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, а также в случае обнаружения при производстве указанных работ объекта археологического наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия; выдачу иных предписаний в целях реализации полномочий по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 16 апреля 2015 г. N 5148 ГУП "РЭМ" является правообладателем нежилых помещений площадью 3102,4 кв. м. по адресу: Москва, шоссе Энтузиастов дом 58, на праве хозяйственного ведения, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 июня 2017 г. сделана запись регистрации N 77/012/2017-2.
Собственником вышеуказанных помещений является город Москва, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11 мая 2017г. сделана запись регистрации N 77:03:0006010:1098-77/015/2017-1.
Здание по адресу: Москва, шоссе Энтузиастов дом 58 является выявленным объектом культурного наследия " Кинотеатр "Слава", 1952-1957 гг., типовой двухзальный кинотеатр, архитектор И.В.Жолтовский при участии В.Воскресенского и Н.Сукояна" (далее - Объект) на основании приказа Москомнаследия от 5 мая 2009 г. N 164 "Об утверждении протокола заседания N 1/37 секции N 1 Историко-культурного экспертного совета".
Предмет охраны Объекта утвержден Протоколом Комитета по культурному наследию города Москвы Историко-культурного совета от 11 февраля 2009 г. N 8/10.
Согласно акта осмотра от 01 декабря 2015 г. объект находится в неудовлетворительном (аварийном) состоянии. Требуется срочное проведение работ по сохранению Объекта.
По результатам осмотра Объекта ГУП "РЭМ" Мосгорнаследием выдано Предписание, полученное ГУП "РЭМ" 19 января 2016 г., (о чем в указанном документе сделана соответствующая отметка).
Согласно Предписанию ГУП "РЭМ" в соответствии с заданием Мосгорнаследия на разработку проектной документации следовало разработать проект по сохранению Объекта и согласовать с Мосгорнаследием в установленном порядке в срок до 1 сентября 2016 г. Мосгорнаследием срок исполнения Предписания продлен Уведомлением от 25 ноября 2016 г., N УП-22/2016 до 15 мая 2017 г. Указанное уведомление получено ГУП "РЭМ" 06 декабря 2016 г.
Документы о принятии мер ГУП "РЭМ" по исполнению требования предписания в Мосгорнаследие не поступали, проектная документация, предусматривающая проведение работ по сохранению Объекта, не предоставлялась, Заявления на выдачу разрешений и на согласование проектной документации в отношении Объекта не поступали .
Таким образом, ГУП "РЭМ" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.18 ст.19.5 КоАП РФ.
Факт совершения данного административного правонарушения и виновность ГУП "РЭМ" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, в котором отражено существо правонарушения от 28.06.2017; актом осмотра объекта культурного наследия от 01.12.2015; фотоматериалом, предписанием NПР-4/2016 от 15.01.2016 о проведении работ направленных на сохранение объектов культурного наследия, уведомлением о продлении срока исполнения предписа6ния от 25.11.2016 г., заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору N УТК-211/2017 от 26.04.2017, отчетом о проведении мероприятий по государственному надзору NОТ-69/2017 от 28.06.2017г., копией приказа N164 от 05.05.2009 Мосгорнаследие об утверждении решения протокола N1/37 от 19.02.2009 о включении в реестр объектов недвижимого культурного наследия, в том числе кинотеатр "Слава", 1952-1957 гг., арх. И.В.Жолтовский, копией протокола N8/10 от 11.02.2009 г., об утверждении предмета охраны выявленного объекта культурного наследия, и иными материалами дела.
При рассмотрении жалобы Чинова М.А. пояснила, что объектом культурного наследия является "Кинотеатр "Слава", 1952-1957 гг., типовой двухзальный кинотеатр, архитектор И.В. Жолтовский при участии В. Воскресенского и Н.Сукояна", расположенного по адресу: Москва, ш. Энтузиастов д. 58, объект принят под охрану в 2009 г., законное предписание от 15.01.2016 о проведении работ направленных на сохранение объекта культурного наследия получено ГУП, ими не обжаловано, в связи с чем, предприятие обязано было исполнить его в срок. Объект охраны - здание кинотеатра было передано ГУП в 2015 г. в хозяйственное ведение, данный объект находится в аварийном состоянии, требуется принятие срочных мер по его сохранению. Предписание было выдано для проведения аварийных работ. ГУП ходатайствовало о продлении срока действия предписания, по их ходатайству срок исполнения предписания был продлен до 15 мая 2017 г., но предписание выполнено не было. Непринятие мер по сохранению может привести к утрате объекта. ГУП является субъектом правонарушения.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод судьи о том, что ГУП "РЭМ" не выполнило в установленный срок законное предписание N NПР-4/2016 от 15.01.2016; соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
Действия ГУП "РЭМ" правильно квалифицированы по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания, органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что ГУП "РЭМ" не выполнило предписание в установленный законом срок, его не обжаловало, доказательства того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым выявленный объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Довод представителя ГУП "РЭМ" о том, что ГУП "РЭМ" не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являлся предметом проверки судьи районного суда и обоснованно признан не состоятельным. Суд правильно учел, что объект был передан в хозяйственное ведение ГУП "РЭМ" распоряжением Департамента имущества города Москвы от 16 апреля 2015 г. N5148. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2017, которым удовлетворено заявление ГУП "РЭМ" о повторной выдаче свидетельства о регистрации права и внесении записи в Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним об изменении общей площади нежилого здания, вступило в законную силу 12.04.2017 г. Данные действия ГУП "РЭМ" производило по поручению собственника, что свидетельствует, о передаче ему прав на имущество.
Остальные доводы в жалобе направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, а потому они не могут являться основанием к отмене постановления судьи, и не свидетельствуют о невиновности ГУП "РЭМ" в совершении правонарушения.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 названного Кодекса, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушен.
Доводы жалобы не содержат данных опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 27 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного унитарного предприятия города Москвы "РЭМ" оставить без изменения, жалобу. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.