судья Московского городского суда Нестеренко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Лазарева А.В., Поваляева М.Н. в интересах ООО "ВЕК СТОУН" на решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года, которым
постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве по делу об административном правонарушении от 30 марта 2017 года N 9/02-851 в отношении юридического лица ООО "ВЕК СТОУН" оставлено без изменения, жалоба ООО "ВЕК СТОУН" - без удовлетворения,
установил:
02 марта 2017 г. в отношении ООО "ВЕК СТОУН" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст.18.16 КоАП РФ.
30 марта 2017 года начальником ОВМ УВД по СВАО ЕУ МВД России по г.Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 9/02-851, которым ООО "ВЕК СТОУН" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 450000 рублей.
Заявителем подана жалоба на указанное постановление в Бутырский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
Допрошенный в судебном заседании первой инстанции в качестве свидетеля инспектор Отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве Коровкин Р.О. показал, что 21 ноября 2016 года сотрудники указанного Отдела провели в Центре оптово-розничной торговли "Бухта", которым управляет ООО "ВЕК СТОУН", проверку соблюдения миграционного законодательства и установили, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, арендующие у ООО "ВЕК СТОУН" площадь для осуществления коммерческой деятельности, привлекают к работе иностранных граждан, не имеющих соответствующего разрешения на работу. К числу таких арендаторов относился и ИП ЦОМАЕВ А.М., который использовал в качестве мясника гр-на Республики Узбекистан Акрамова Ш.А., не имевшего разрешения на работу либо патента.
По результатам проверки был сделан вывод, что арендаторы, а также управляющая торговым объектом компания допустили нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. Вследствие этого возбуждены дела об административных правонарушениях, и виновные, в том числе ИП ЦОМАЕВ А.М. привлечены к административной ответственности. ООО "ВЕК СТОУН" также подлежит привлечению к ответственности, поскольку не осуществляло должный контроль за соблюдением миграционного законодательства.
В жалобах заявители ставят вопрос об отмене решения судьи первой инстанции ввиду отсутствия доказательств того, что ООО "ВЕК СТОУН" знал или мог знать о привлечении иностранных граждан с нарушением норм миграционного законодательства, административным органом таких доказательств не предоставлено, неправомерно установлена вина по ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, так как ООО "ВЕК СТОУН" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных действующим законодательством; соответствующий пункт, устанавливающий запрет на привлечение лиц, не имеющих права работы на территории РФ, внесен в соответствующее Соглашение об аренде, Арендатор помещения был надлежащим образом извещен под подпись, о том, что нарушение соответствующего требования может повлечь расторжение договора аренды по инициативе Арендодателя ООО "Век Стоун", в торговом центре отсутствует пропускная система, в связи с чем Арендодатель физически не имел возможности отследить проход в торговое помещение лица, не имеющего права на работу; сам заявитель торговой деятельности не осуществляет, между тем, заявитель предпринял все возможные и законные меры для предотвращения правонарушения, за которое привлекается к ответственности.
В судебном заседании суда второй инстанции защитник по доверенности ООО "Век Стоун" Лазарев А.В. поддержал доводы жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав защитника, обсудив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены либо изменения решения судьи первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно Примечанию к указанной норме в случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года N 204-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ) разрешением на работу является документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Таким образом, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ при наличии у организации разрешения на привлечение к трудовой деятельности и при наличии у иностранного гражданина разрешения на работу, а невыполнение указанного требования в городе Москве влечет административную ответственность юридических лиц в виде штрафа от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 21 ноября 2016 года сотрудниками ОВМ УВД по СВАО ЕУ МВД России по г.Москве проведена выездная проверка по соблюдению миграционного законодательства в *** В ходе проверки выявлен гражданин Республики Узбекистан ***, который осуществлял трудовую деятельность в качестве мясника не имевшего разрешения на работу либо патента, допущен к трудовой деятельности ***., арендующим помещение N *** у ООО "ВЕК СТОУН" - управляющего торговым объектом.
Судьей первой инстанции правомерно признано, что фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: актом проверки соблюдения условий привлечения и использования иностранных работников N ***; фототаблицами об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности у ***.; объяснениями иностранного гражданина; постановлениями по делу об административном правонарушении от 22 ноября 2016 года; протоколами об административном правонарушении от 20 января 2017 года в отношении ИП ***. о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ; распоряжением о проведении внеплановой документарной поверки в ООО "ВЕК СТОУН" от 14 февраля 2017 года; объяснением генерального директора ООО "ВЕК СТОУН" Маркаряна Н.С.; соглашением об аренде между ООО "ВЕК СТОУН" и ***.; протоколом об административном правонарушении в отношении ООО "ВЕК СТОУН"; учредительными документами ООО "ВЕК СТОУН".
Действия ООО "ВЕК СТОУН" правильно квалифицированы по 18.16 КоАП РФ, поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 1-2 ст. 18.16 КоАП РФ, совершено ООО "ВЕК СТОУН" в городе Москве.
Представленные доказательства правомерно признаны судьей первой инстанции допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями закона и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу и подтверждают вину заявителя в совершении административного правонарушения. Имеющимся доказательствам дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При этом в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. Между тем, данных о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Доводы жалоб о том, что ООО "ВЕК СТОУН" знал или мог знать о привлечении иностранных граждан с нарушением норм миграционного законодательства, административным органом таких доказательств не предоставлено, неправомерно установлена вина по ч. 3 ст. 18.16 КоАП РФ, так как ООО "ВЕК СТОУН" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, предусмотренных действующим законодательством; соответствующий пункт, устанавливающий запрет на привлечение лиц, не имеющих права работы на территории РФ, внесен в соответствующее Соглашение об аренде, Арендатор помещения был надлежащим образом извещен под подпись, о том, что нарушение соответствующего требования может повлечь расторжение договора аренды по инициативе Арендодателя ООО "Век Стоун", в торговом центре отсутствует пропускная система, в связи с чем Арендодатель физически не имел возможности отследить проход в торговое помещение лица, не имеющего права на работу; сам заявитель торговой деятельности не осуществляет, между тем, заявитель предпринял все возможные и законные меры для предотвращения правонарушения, за которое привлекается к ответственности, - нельзя признать обоснованными и опровергаются материалами дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "ВЕК СТОУН" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего миграционного законодательства, несмотря на то, что возможность такая имелась.
С учетом изложенного, должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях организации состава вмененного административного правонарушения.
Утверждение заявителя о том, что в соответствии с условиями договора арендатор обязался не привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства при отсутствии разрешения на работу или патента, без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, не свидетельствует об отсутствии вины общества. Указанные меры не являются достаточными, поскольку не обеспечили соблюдение арендатором требований миграционного законодательства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда правомерно признаны установленными юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее. Вывод о виновности ООО "ВЕК СТОУН" в совершении административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований не согласиться с ними не имеется.
Назначенное наказание соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не имеется.
Руководствуясь - КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Бутырского районного суда г. Москвы от 24 июля 2017 года, постановление начальника Отдела по вопросам миграции УВД по СВАО ГУ МВД России по г.Москве по делу об административном правонарушении от 30 марта 2017 года N 9/02-851 в отношении юридического лица ООО "ВЕК СТОУН" оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Г.А. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.