Судья Московского городского суда Панкова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Облакова Я.А. на постановление судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года Облаков Я.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Облаков Я.А. ставит вопрос об отмене названного постановления, ссылаясь на то, что его участие в информировании граждан о проведении общественной компании по выдвижению Н. А.А. кандидатом в Президенты РФ никакими противоправными действиями с его стороны не сопровождалось, раздача листовок и газет не является пикетированием, поскольку у пикетируемого объекта он не находился; оснований для его задержания и доставления в орган внутренних дел у сотрудников полиции не имелось, поскольку протокол об административном правонарушении мог быть составлен на месте; в основу вывода судьи районного суда о виновности Облакова Я.А. положены рапорты и протоколы, составленные сотрудниками полиции, тогда как показания Облаков Я.А. приняты во внимание не были ; при рассмотрении дела в районном суде было ограничено право стороны защиты на представление доказательств в форме допроса сотрудников полиции и свидетелей, судебное разбирательство проводилось в отсутствие состязательности сторон, без участия стороны обвинения.
В судебное заседание Московского городского суда Облаков Я.А., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайства об отложении судебного заседания не представил, в связи с чем прихожу к выводу о возможности рассмотрения жалобы Облакова Я.А. в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
Согласно ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Как усматривается из материалов дела, 08 июля 2017 г. в 14 часов 30 минут Облаков Я.А., находясь по адресу: г. Москва, *, у выхода станции метро "*", под видом распространения листовок, держал в руках и раздавал прохожим средства наглядной агитации, печатные материалы с содержащимися в них письменными и изобразительными средствами, применяемыми для политического воздействия и способствующими формированию у неопределенного круга лиц положительного отношения к Н. А.А. Аналогичные акции, в том числе одиночные, проводились единовременно 08 и 09 июля 2017 года в период с 11 час. до 19 час. в различных районах г. Москвы и имели единые цели, общую организацию, а также идентичные средства наглядной агитации, используемые их участниками, что свидетельствует о скрытой форме единого коллективного публичного мероприятия, проводившегося на территории Москвы.
Учитывая, что в нарушение требований Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях данное мероприятие не было согласовано с органами исполнительной власти Москвы, действия Облакова Я.А. были квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения Облаковым Я.А. административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции; протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение; протоколом добровольной выдачи, согласно которому Облаков Я.Н. добровольно выдал 17 листовок и четыре газеты с агитационным материалом Н. А.А.; актами исследования интернет-ресурсов; справкой ГУ МВД России; ответом из Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы от 11 июля 2017 г., согласно которому проведение публичных мероприятий с целью поддержки Н. А.А. 08 июля 2017 г. и 09 июля 2017 г. на территориях, прилегающих к станциям московского метрополитена и в местах массового пребывания граждан, не согласовано.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником публичного мероприятия в форме шествия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, действия Облакова Я.А. правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Имеющиеся на приложенном к жалобе CD-диске видеозаписи и фотографии, просмотренные при рассмотрении настоящей жалобы, этот вывод не опровергают.
Довод Облакова Я.А. о том, что он не принимал участие в несогласованном публичном мероприятии в форме пикетирования, поскольку раздача листовок и газет не является пикетированием, несостоятелен.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. N 202 (в редакции от 22.05.2017 г.) "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года", на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также в прилегающих к ним акваториях, в том числе в Москве, введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.
Пунктом 11 данного Указа установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по 12 июля 2017 г. и в период с 25 мая по 25 июля 2018 г. могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.
Указанный пункт Указа Президента РФ не содержит исключений для лиц, проводящих одиночное пикетирование.
Таким образом, действия Облакова Я.А., принявшего решение об участии в публичном мероприятии, имевшем место 08 июля 2017 г. на * в г. Москве, не убедился в том, что оно согласовано с органом исполнительной власти Москвы в лице Правительства Москвы, образуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Ссылку Облакова Я.А. на то, что его участие в публичном мероприятии какими-либо противоправными действиями не сопровождалось, и требования закона он не нарушал, нельзя признать состоятельной, поскольку сам факт участия Облакова Я.А. в публичном мероприятии, не согласованном с органом исполнительной власти, уже свидетельствует о наличии оснований для квалификации его действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Довод Облакова Я.А. о том, что судьей районного суда не была дана оценка пропорциональности применения в отношении него административного задержания, несостоятелен, поскольку сведений о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении к Облакову Я.А. применялась данная мера обеспечения, нет. Следует также учесть, что обстоятельства, связанные с применением к Облакову Я.А. мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении существенного правового значения для правильного разрешения настоящего дела не имеют, поскольку не влияют на правильность квалификации его действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Ссылка Облакова Я.А. на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении было ограничено его право на представление доказательств в форме допроса сотрудников полиции и свидетелей, а также отказано в принятии дополнительных доказательств несостоятельна, так как в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ, подобные ходатайства Облаковым Я.А. заявлены не были. При этом имеющихся в материалах дела доказательств судья районного суда обоснованно признал достаточными для правильного разрешения данного дела и проверки всех доводов жалобы заявителя.
Довод жалобы о том, что отсутствие в суде первой инстанции стороны обвинения нарушило право Облакова Я.А. на справедливый состязательный процесс, не обоснован, так как КоАП РФ не предусматривает процессуальную фигуру лица, выполняющего функцию обвинителя по делу об административном правонарушении, и возможность привлечения к участию в деле в данном качестве сотрудника полиции, возбудившего дело об административном правонарушении.
Основания для привлечения прокурора к участию в данном деле, предусмотренные ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ, также отсутствовали.
Ссылку в жалобе на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда не дал надлежащей оценки ограничению права Облакова Я.А. на свободу собраний, предусмотренного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, нельзя принять во внимание, так как уведомительный порядок проведения публичного мероприятия, предусмотренный Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, а также Законом г. Москвы о от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" в целях регулирующего воздействия на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, соблюдения баланса частных и публичных интересов и обеспечения гражданам гарантий реализации права заявлять и отстаивать свою позицию по общественно значимым вопросам, Облаковым Я.А. не был соблюден. Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 13.05.2014 г. N 14-П, согласно которой установление на законодательном уровне обязанности организатора публичного мероприятия заблаговременно подать уведомление о его проведении в уполномоченный орган публичной власти не может рассматриваться как отступление от конституционных основ права на свободу мирных собраний, - напротив, оно направлено на обеспечение в процессе реализации данного права баланса частных и публичных интересов. Это согласуется со сложившимся в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека подходом, согласно которому уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия обычно не посягает на существо права на свободу собраний (постановления от 5 декабря 2006 года по делу "Оя Атаман (Оуа Аtаmаm) против Турции", от 18 декабря 2007 года по делу "Нуреттин Альдемир (Nurettun Аldemir) и другие против Турции", от 7 октября 2008 года по делу "Мольнар (Моlnаr) против Венгрии" и от 10 июля 2012 года по делу "Берладир и другие против России").
Таким образом, Облаков Я.А., приняв решение об участии в публичном мероприятии, имевшем место 08 июля 2017 г. на * в г. Москве, должен был убедиться в том, что оно согласовано с органом исполнительной власти Москвы в лице Правительства Москвы, чего им не было сделано.
Довод Облакова Я.А. о том, что о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в Люблинском районном суде г. Москвы он не был надлежащим образом извещен, не обоснован.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела телефонограммы, о месте и времени судебного разбирательства, назначенного на 22 августа 2017 г. в 10 часов 00 минут, Облаков Я.А. был лично извещен помощником судьи З. Р.П. 01 августа 2017 г. в 13:05 (л.д. 41), со служебного номера 8* на телефонный номер Облакова Я.А.: *, указанный им в ходатайстве об уведомлении (л.д. 17).
Учитывая, что в назначенные дату и время Облаков Я.А. в судебное заседание не явился, рассмотрение дела было отложено на 15 сентября 2017 г. в 11 часов 00 минут (л.д. 42), о чем Облаков Я.И. извещался судебной повесткой, направленной по адресу его места жительства, который он сам указал при составлении протокола об административном правонарушении: *.
По сведениям об отслеживании названного почтового отправления (почтовый идентификатор N *) указанное письмо прибыло в место вручения 29 августа 2016 г. Однако вручить его Облакову Я.А. не представилось возможным, поскольку по извещениям отделения почтовой связи он за его получением не являлся, в связи с чем 07 сентября 2017 г. данное письмо было выслано обратно отправителю и прибыло в место отправления 12 сентября 2017 г. (л.д. 35).
Таким образом, судьей районного суда были предприняты необходимые и достаточные меры для извещения Облакова Я.А. о времени и месте рассмотрения дела, направленные на реализацию его права на защиту. В связи с изложенным, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Облакова Я.А. было правомерно рассмотрено судьей районного суда в его отсутствие, что согласуется с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи районного суда при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. назначено Облакову Я.А. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. При назначении административного наказания судья районного суда учел данные о личности виновного, характер совершенного им административного правонарушения, а также конкретные обстоятельства дела.
Оснований для признания назначенного Облакову Я.А. наказания чрезмерно суровым, не имеется.
Назначенное Облакову Я.А. административное наказание согласуется с его предупредительными целями ( КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Порядок и срок давности привлечения Облакова Я.А. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Облакова Я.А. оставить без изменения, жалобу Облакова Я.А. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.В. Панкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.