Судья Московского городского суда Харитонов Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Новикова П.В. - Вервицкого П.М.
на постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 13 сентября 2017 года, которым постановлено:
Признать должностное лицо - заместителя Министра спорта Российской Федерации Новикова П.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
УСТАНОВИЛ:
27 июля 2017г. Начальником инспекции аппарата Счетной палаты Российской Федерации Сухановым М.Л. в отношении должностного лица - заместителя Министра спорта Российской Федерации Новикова Павла Владимировича был составлен П ротокол N *** об административном правонарушении предусмотренном ч.20 ст.19.5 КоАП РФ в связи с тем, что он, являясь должностным лицом - заместителем Министра спорта Российской не выполнил в срок предписание Счетной палаты РФ от 24.06.2016г. N ***
Материал об административном правонарушении был направлен в Басманный районный суд г.Москвы для рассмотрения по подведомственности.
Постановлением судьи Басманного районного суда г.Москвы от 13 сентября 2017 года должностное лицо - заместитель Министра спорта Российской Федерации Новиков П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей, за то, что он не выполнил в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник Новикова П.В. - Вервицкий П.М. подал жалобу в Московский городской суд, в которой просит постановление судьи отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить в виду отсутствия события вмененного Новикову П.В. административного правонарушения.
Исследовав представленные материалы, выслушав защитника Новикова П.В. - Сурина А.И., поддержавшего доводы жалобы, опросив в качестве свидетелей: н ачальника инспекции аппарата Счетной палаты Российской Федерации Суханова М.Л., составившего протокол об административном правонарушении, и главного инспектора Счетной палаты Российской Федерации Медведицкова М.Ф., возражавших против доводов жалобы и отмены постановления судьи и подтвердивших наличие в действиях Новикова П.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу. Согласно ч.1 ст. 26 Федерального закона от 05 апреля 2013г. N41-ФЗ "О счетной палате Российской Федерации", при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата вправе направить руководителям объектов аудита (контроля) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 27 Федерального закона от 05 апреля 2013г. N41-ФЗ "О счетной палате Российской Федерации", в случаях невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их выполнения Счетная палата имеет право направлять руководителям объектов аудита (контроля) обязательные для выполнения предписания для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Согласно ч асти 20 статьи 19.5 КоАП РФ, н евыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от *** июня 2016 г. N *** ) по результатам проведенного Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на подготовку к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу" на основании статьи 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" в Министерство спорта Российской Федерации направлено предписание Счетной палаты Российской Федерации от 24 июня 2016 года N *** (далее - предписание Счетной палаты).
В соответствии с указанным предписанием Счетной палаты РФ Министерству спорта Российской Федерации предписывалось принять меры по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, что предполагало ее погашение в полном объеме к установленному указанным предписанием сроку 31 декабря 2016 г. На дату направления указанного предписания Счетной палаты объем дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, составлял 50 698,3 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру спорта Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, надлежало уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения предписания в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 31 декабря 2016 года.
Министерство спорта России письмами от 13 января 2017 г. N ***, от 29 декабря 2016г. N *** проинформировало Счетную палату Российской Федерации о ходе выполнения предписания Счетной палаты. В соответствии с информацией, представленной в указанных письмах Минспорта России, установлено, что, несмотря на сокращение в течение 2016 года дебиторской задолженности на 16,7 млрд. рублей, по состоянию на 31 декабря 2016 года ее объем составляет 34,0 млрд. рублей, включая в себя стоимость невыполненных работ, предусмотренных календарными графиками производства работ, в размере *** млн. рублей ( ***)
Решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол заседания Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 17 марта 2017 года N *** требования предписания Счетной палаты по принятию Минспортом России мер, направленных на сокращение дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, в срок до 31 декабря 2016 года, признаны не исполненными.
В период с момента направления предписания Счетной палаты и до 31 декабря 2016 года (срока, к которому его требования должны были быть исполнены), реализация организационных мер, связанных с его исполнением была возложена на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.В.Новикова, назначенного на должность распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2012 г. N ***
В соответствии с приказом Минспорта России от 26 ноября 2015 г. N 1086 "О распределении обязанностей между Министром спорта Российской Федерации" (далее - приказ Минспорта России от 26 ноября 2015 г. N 1086), действовавшем в вышеуказанном периоде, к компетенции П.В.Новикова отнесены, в том числе, вопросы финансово-экономического и материально-технического обеспечения деятельности Минспорта России, капитального строительства и инвестиционной деятельности, контроля за реконструкцией, строительством физкультурно-спортивных объектов, вопросы координации деятельности Департамента организации бюджетного процесса, Департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом, Департамента бюджетного учета, внутреннего финансового контроля и аудита, а также взаимодействия федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Минспорту России.
Приказом Министра спорта Российской Федерации от 10 октября 2016 года N 1091 "Об итогах исполнения Предписания Счетной палаты Российской Федерации" федеральному государственному унитарному предприятию "Спорт-Инжиниринг" предписывалось в срок до 1 декабря 2016 года принять меры по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Обязанности по взаимодействию с федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Минспорту России, в том числе ФГУП "Спорт-Инжиниринг", приказом Минспорта России от 26 ноября 2015 г. N 1086 закреплены за П.В. Новиковым.
Привлекая Новикова П.В. к административной ответственности, судья пришел к выводу, что Новиков П.В., являясь должностным лицом - заместителем Министром спорта Российской Федерации на 01 января 2017 года в 00 часов 00 минут, по адресу: *** не выполнил предписание Счетной палаты Российской Федерации от 24 июня 2016 года, а именно не принял меры по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Нахожу указанный вывод судьи законным и основанным на материалах дела.
Факт административного правонарушения предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ и вина должностного лица - заместителя Министра спорта Российской Федерации Новикова П.В. в его совершении подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении N *** от 27 июля 2017 года, из которого следует, что должностное лицо -заместитель Министра спорта РФ Новиков П.В. не выполнил в установленный срок предписание Счетной палаты РФ от 24 июня 2016 года;
- копией выписки их протокола N *** заседания Коллегии Счетной палаты РФ от 03 июня 2016 года о направлении предписания Министру спорта РФ в связи с невыполнением п. 4 предписания Счетной палаты РФ от 24 июля 2015 года;
- предписанием Счетной палаты РФ N ПП 01-30/11-02 от 24 июня 2016 года;
- выпиской из протокола N *** заседания Коллегии Счетной палаты РФ о выполнении предписания Счетной палаты Российской Федерации от 24 июня 2016 года N *** ;
- копией распоряжения от 07 июля 2012 года N *** о назначении Новикова П.В. заместителем Министра спорта РФ, приказом о распределении обязанностей между Министром спорта РФ и его заместителем;
- копией приказа N *** от 10 октября 2016 года об итогах исполнения предписания Счетной палаты Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в совокупности, судья обоснованно нашел вину Новикова П.В. в совершении вмененного административного правонарушения установленной и доказанной.
При этом учитываю, что в судебном заседании Московского городского опрошенный в качестве свидетеля - начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации Суханов М.Л., составивший в отношении Новикова П.В. протокол об административном правонарушении, пояснил, что 24 июня 2016 года в соответствии с решением коллегии Счетной палаты РФ в адрес Министра спорта РФ было направлено предписание о принятии мер по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, с установлением срока исполнения предписания до 31 декабря 2016 года. Несмотря на то, что подрядчиками нарушались сроки, предусмотренные договорами подряда штрафные санкции к ним не предпринимались, что указывает на недостаточность мер по сокращению дебиторской задолженности. Согласно решения коллегии Счетной палаты РФ, по результатам рассмотрения представленного материала Министром спорта РФ, принято решение, что предписание Счетной палаты РФ от 24 июня 2016 года не выполнено. В связи с чем, в отношении заместителя Министра спорта РФ Новикова П.В., как должностного лица, на которого была возложена обязанность по исполнению предписания был составлен протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании Московского городского опрошенный в качестве свидетеля - главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации Медведицков М.Ф. подтвердил, что Новиковым П.В. были приняты не все меры для выполнения предписания Счетной палаты РФ от 24 июня 2016 года по сокращению дебиторской задолженности.
Довод жалобы защитника Новикова П.В. - Вервицкого П.М. о том, что в действиях Новикова П.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ т.к. принятые Минспортом России меры позволили снизить дебиторскую задолженность генеральных подрядчиков, связанную с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года на 16,7 млрд. рублей, с 50,8 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2016 года до 34,03 млрд. рублей по состоянию на 1 января 2017 года, был предметом судебного разбирательства, судья дал ему надлежащую правовую оценку не согласиться с которой оснований не нахожу.
Судья правильно указал, что представленные заявителем документы не свидетельствуют о принятии должностным лицом Новиковым П.В. в рамках предоставленных ему полномочий исчерпывающих мер, направленных на исполнение предписания Счетной палаты Российской Федерации от 24 июня 2016 года N *** .
Довод жалобы заявителя о том, что с удом должным образом не оценено содержание Предписания Счетной Палаты от 24.06.2016 N ***, а именно не учтено следующее. Министерству спорта Российской Федерации предписывалось принять меры по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Вместе с тем, в Предписании не указывалось, какие конкретные меры необходимо принять Минспорту России для сокращения дебиторской задолженности, какой характер должны носить такие меры, и к каким результатам должно привести принятие соответствующих мер по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, не опровергает выводы судьи и не может служить основанием для отмены постановления судьи.
Довод жалобы заявителя о том, что с уд при вынесении обжалуемого постановления не дал оценку доводам представителя Новикова П.В. о различиях в формулировках, содержащихся в Предписании и Протоколе об административном правонарушении от 27.07.2017 N ***, составленном по итогам проверки исполнения Предписания и послужившим основой для привлечения Новикова П.В. к административной ответственности, так, из текста Предписания следует, что " ... Министерству спорта Российской Федерации предписывается принять меры по сокращению дебиторской задолженности ... ". В Протоколе же отмечено, что сокращение дебиторской задолженности " ... предполагало ее погашение в полном объеме к установленному, указанным предписанием сроку (31 декабря 2016 г.)" основан на неверном цитировании текста протокола и не может служить основанием для отмены постановления судьи.
Как следует из Протокола об административном правонарушении от 27.07.2017 N *** (Т.1 л.3-7), основанием для привлечения Новикова П.В. к административной ответственности ч.20 ст.19.5 КоАП РФ, стало то, что должностным лицом Новиковым П.В. в рамках предоставленных ему полномочий не было предпринято исчерпывающих мер, направленных на исполнение предписания Счетной палаты Российской Федерации от 24 июня 2016 года N ***
На листе 2 Протокола указано следующее: "В соответствии с указанным предписанием Счетной палаты РФ Министерству спорта Российской Федерации предписывалось принять меры по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, что предполагало ее погашение в полном объеме к установленному указанным предписанием сроку 31 декабря 2016 г." и следовательно в предписании не указывалось на необходимость погашения задолженности в полном объеме, а отражено, что предписывалось принять меры по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, что предполагало ее погашение в полном объеме.
При этом учитываю, что в судебном заседании Московского городского опрошенный в качестве свидетеля - начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации Суханов М.Л., составивший в отношении Новикова П.В. протокол об административном правонарушении, пояснил, что 24 июня 2016 года в соответствии с решением коллегии Счетной палаты РФ в адрес Министра спорта РФ было направлено предписание о принятии мер именно по сокращению дебиторской задолженности, связанной с авансированием строительства стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года, с установлением срока исполнения предписания до 31 декабря 2016 года и что несмотря на то, что подрядчиками нарушались сроки, предусмотренные договорами подряда штрафные санкции к ним не предпринимались, что указывает на недостаточность принятых мер по сокращению дебиторской задолженности.
Доводы жалобы заявителя о том, что в целях реализации Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518, Министерство спорта Российской Федерации заключило с ФГУП " *** " соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Минспорта России при осуществлении бюджетных инвестиций в реконструкцию и строительство стадионов к чемпионату мира по футболу и в соответствии с пунктом 2.3.1 Соглашений на ФГУП " *** " возлагается в числе прочего обязанность по осуществлению закупок, заключению и исполнению от имени Министерства спорта Российской Федерации государственных контрактов на работы по строительству стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Разделом "Ответственность Сторон" государственных контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года предусмотрено, что в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) и что полномочия по исполнению от имени Министерства спорта Российской Федерации (государственного заказчика) государственных контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года переданы в соответствии с Соглашениями ФГУП " *** ", предъявление требований об уплате подрядчиками неустоек, связанных с отставанием от графика строительства стадионов, возлагались на ФГУП " *** ", не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку заключенное с оглашение с ФГУП "Спорт-Инжиниринг" не освобождало Министерство спорта Российской Федерации являющееся государственным заказчиком государственных контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года от осуществления контроля от контроля в отношении ФГУП " *** " соглашения и исполнения предписания Счетной палаты РФ.
Довод жалобы заявителя о том, что с удом не рассмотрен довод представителя Новикова П.В. о невозможности полного погашения дебиторской задолженности к установленному Предписанием сроку 31 декабря 2016 года не может служить основанием для отмены постановления судьи, поскольку не опровергает выводы судьи о совершении Новиковым П.В. вмененного административного правонарушения и учитывая, что полное погашение дебиторской задолженности Предписанием не устанавливалось.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность вынесенного судьей постановления и поэтому не могут служить основанием для его отмены.
Судьей первой инстанции в ходе рассмотрения дела детально исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в постановлении судьи. Постановление судьи мотивированно, оно отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 13 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - заместителя Министра спорта Российской Федерации Новикова П.В. - оставить без изменения, а жалобу защитника Новикова П.В. по доверенности Вервицкого П.М. - оставить без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.