Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ***ой С. Е. на решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2015 гола по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "***" ***ой С.Е. по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, которым постановление N ***1 от 18.08.2014 г. заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО о привлечении ***ой С. Е. к административной ответственности по ст.15.27 ч.1 КРФоАП оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 18 августа 2014 года генеральный директор ООО "***" ***а С. Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ***ой С. Е., - без удовлетворения.
Генеральный директор ООО "***" ***а С.Е. обратилась в суд с жалобой на постановление должностного лица и решение судьи, в которой ставит вопрос об их отмене, прекращении производства в связи с отсутствием в действиях ООО "***" и, соответственно, его генерального директора состава административного правонарушения, в т.ч. события и вины.
В судебное заседание генеральный директор ООО "***" ***а С.Е, извещённая в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, ходатайств об отложении не представила, в связи с чем, суд считает возможным рассматривать дело без её участия.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу***а Д.Ю. в суде возражала против доводов жалобы, ссылаясь на их необоснованность.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу ***у Д.Ю., не усматриваю оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, проведённой Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу 04 августа 2014 года установлено, что генеральным директором ООО "***" ***ой С.Е. не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в т.ч.:
-генеральным директоромООО "***" ***ой С. Е. не приняты меры по постановке ООО "***" на учет в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу, чем нарушены требования статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", согласно которой постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат лизинговые компании;
- в течение длительного периода ООО "***" идентификацию клиентов (в том числе с использованием "Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности"), не проводило, чем нарушало пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, согласно которому организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или выгодоприобретателя).
С учетом того, что ООО "***" на учете не состояло и комплект АРМ "***" не получало, у организации в течение длительного времени отсутствовала возможностьдоступа к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участи в экстремистской деятельности", и, следовательно, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а такжевозможность последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
-в ООО "***" не разработаны правила внутреннего контроля, что выразилось в осуществлении ООО "***" в течение длительного времени деятельности в отсутствие правил внутреннего контроля, что свидетельствует об игнорировании норм Федерального закона N 115-ФЗ, а также об отсутствии в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган, что лишает возможности реализовывать на практике механизм осуществления оперативных превентивных мер по пресечению каналов легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
-специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля в ООО "***" не назначено.
- ООО "***" не представлены документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников в соответствии с требованиями Положениями. В организации отсутствует организованная система внутреннего контроля, что ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.27 КРФоАП.
Факт совершения административного правонарушения и вина генерального директора ООО "***" ***ой С.Е. в его совершении подтверждаются приказом о проведении выездной проверки от 10 июля 2014 года; договорами лизинга б/н от 10 февраля 2013 года, заключенным с ООО "***"; N 1 от 25 января 2013 года, заключенным с ООО "***"; показаниями представителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу ***ой Д.Ю.; копиями документов, предоставленных ООО "***"; требованием о предоставлении документови информации от 10 июля 2014 года; актом проверки N ***от 04 августа 2014 года; протоколом об административном правонарушении от 04 августа 2014 года, составленным в отношении генерального директора ООО "***" ***ой С.Е. по ч. 1 ст. 15. 27 КоАП РФ; копиями свидетельств о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе; приказом ООО "***" о назначении ***у С.Е. (***) о вступление в должность генерального директора и главного бухгалтера общества от 15 апреля 2011 года.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, они являются допустимыми доказательствами.
В постановлении заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 18 августа 2014 года указаны все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ООО "***" относится к ***м, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)" к лизинговым компаниям (фирмам) коммерческим ***м относятся организации, выполняющие в соответствии с законодательством РФ и со своими учредительными документами функции лизингодателей.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ внутренним контролем является - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Под организацией внутреннего контроля понимается - совокупность принимаемых ***ми, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Осуществлением внутреннего контроля - реализация ***ми, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отнесены *** и осуществление внутреннего контроля, запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N *** от 30.06.2012г., и утверждаются руководителем организации.
Как следует из представленных материалов административного дела, проведения проверочных мероприятий, правила внутреннего контроля в организации не разработаны.
Таким образом, ООО "***" в течение длительного времени осуществляет деятельность в отсутствии правил внутреннего контроля, в нарушении норм Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Кроме того не назначено должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение "О требованиях к подготовке и обучению кадров организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".
В ходе проверки ООО "***" не представлены документы, подтверждающие проведение обучения сотрудников в соответствии с требованиями Положениями.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку, судья обоснованно пришел к выводу об оставлении без изменения постановления должностного лица о привлечении генерального директора ООО "***" ***ойС.Е. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ООО "***" и, соответственно, его генеральный директор не относятся к субъектам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КРФоАП, поскольку у общества не возникала обязанность внутреннего контроля, так как каждый из договоров общества договоров лизинга был заключен на сумму, меньшую, чем суммы операций, подлежащих обязательному контролю, основан на неверной трактовке положений Федерального закона N 115 - ФЗ "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма".
Всоответствии со ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ ООО "***" относится к ***м, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
При этом как следует из материалов дела***а С. Е. привлечена к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона N 115-ФЗ, касающихсяправила внутреннего контроля, в т.ч. за отсутствие разработанных правил контроля, не назначение лица, ответственного за внутренний контроль, отсутствие обучения работников правила внутреннего контроля и др.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 18 августа 2014 года и решение судьи Останкинского районного суда г. Москвы от 04 мартагода по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО "***" ***ой С.Е. по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ***ой C.E., - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.