Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Башатове И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Бабушкина Вячеслава Алексеевича на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 15 августа 2017 года и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении Бабушкина Вячеслава Алексеевича,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) по Оренбургской области Найденовой В.А. от 15 августа 2017 года N главный инженер *** Бабушкин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Бабушкин В.А. просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле: Бабушкин В.А., должностное лицо, вынесшее постановление, Найденова В.А., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы; заслушав защитника Крюкова А.В., поддержавшего доводы жалобы, допросив главного специалиста-эксперта отдела правового, кадрового и информационно-аналитического обеспечения Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Е. в качестве свидетеля, прихожу к следующему.
В ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах).
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно ст. 9 Закона о недрах случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Пунктом 6.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1, установлено, что в соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Из материалов дела следует, что 21 июня 2017 года на участке местности, расположенном в 11 км 300 м от дорожного указателя "с. Покурлей" на расстоянии 5 км 600 м в северном направлении от въезда в с. Покурлей Саракташского района Оренбургской области во время несения службы по обеспечению безопасности дорожного движения в Саракташском районе сотрудниками ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Саракташскому району, у въезда в с. Покурлей Саракташского района Оренбургской области были задержаны два автомобиля КАМАЗ-55102, государственный регистрационный знак N, под управлением Х. и КАМАЗ-45143-15, государственный регистрационный знак N, под управлением П., которые производили перевозку бутового камня для нужд (Общества) по указанию главного инженера (Общества) Бабушкина В.А. в целях выравнивания поверхности основания строящегося здания на территории мехтока в с. Васильевка Саракташского района.
По данному факту сотрудниками ОМВД России по Саракташскому району организован выезд на указанный участок местности. На осматриваемом участке местности отсутствовал плодородный слой почвы и присутствовали следы работы грузовой техники.
В результате чего была проведена проверка и установлено, что разрешительная документация (лицензия) на добычу бутового камня у (Общества) отсутствует.
В геологическом толковом словаре терминов дано понятие бута (бутовый камень) - это естественный строительный камень неправильной формы, получаемый при разработке залежей осадков известняка и метаморфических пород. Применяется для кладки фундаментов, отмостки откосов, и т. п.
Согласно материалам дела, бутовый камень представляет собой куски размером до 500 мм однородных фракций известняка, доломита или песчаника. Бут относится к неметаллическому сырью, используемому в строительной индустрии. Неметаллическое сырье является одним из видов добываемых полезных ископаемых, извлекаемых из недр (ст. 337 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с Распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 33-р и Администрации Оренбургской области от 13 мая 2005 года N метаморфические породы, а также известняк, доломит и песчаник являются общераспространенными полезными ископаемыми.
Должностным лицом и судьей районного суда установлено, что (Обществом) бутовый камень добывался в границах земельного участка, расположенного в северо-восточной части районного кадастрового квартала N, Васильевского сельсовета, Саракташского района, Оренбургской области, которым пользуется (Общество) на основании договора аренды. Бутовый камень вывозился на территорию мехтока (Обществом) в с. Васильевка Саракташского района, то есть на земельный участок, принадлежащий обществу на праве собственности (свидетельство от 14 июля 2014 года серия N).
Таким образом, по результатам проверки установлено, что главный инженер *** Бабушкин В.А. организовал добычу общераспространенного полезного ископаемого бутового камня с участка местности, расположенного в 11 км 300 м от дорожного указателя "с. Покурлей" на расстоянии 5 км 600 м в северном направлении от въезда в с. Покурлей Саракташского района Оренбургской области, без надлежащего на то разрешения (лицензии) на недропользование, что является нарушением требований Закона "О недрах".
Из должностной инструкции главного инженера (Общества) следует, что он обязан в том числе знать законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность организации ***; основы экологического законодательства ***; осуществлять контроль за соблюдением требований природоохранных органов ***. Согласно приказу от 02 мая 2006 года N Бабушкин В.А. принят главным инженером со 2 мая 2006 года. Таким образом, главный инженер ООО "Саракташхлебопродукт" Бабушкин В.А. должен был организовать работу в соответствии с действующим законодательством, чего им сделано не было.
Факт совершения Бабушкиным В.А. вмененного административного правонарушения установлен должностным лицом и судьей районного суда на основании имеющихся в деле доказательств, а именно: протоколами осмотра места происшествия от 21 июня 2017 года; рапортом ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Саракташскому району Оренбургской области Абушахмина Ф.Ф.; рапортом ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Саракташскому району Оренбургской области Сбитнева С.В.; письменными объяснениями Бабушкина В.А., Х., П.; иллюстрационными таблицами; протоколом об административном правонарушении от 27 июля 2017 года; свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2014 года; путевыми листами от 21 июня 2017 года; договором аренды земельного участка от 05 июля 2010 года; накладной N от 21 июня 2017 года и другими материалами дела, оцененными должностным лицом и судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах действия Бабушкина В.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В своей жалобе Бабушкин В.А. указывает на то, что 21 июня 2017 года он отдал распоряжение водителям возить бут с участка с кадастровым номером N на территорию мехтока. Полагает, что добытые полезные ископаемые не отчуждались и не переходили от одного лица к другому, поскольку были перемещены с участка, арендуемого (Обществом) на территорию другого участка (мехтока), принадлежащего юридическому лицу на праве собственности. Использование бута в предпринимательской цели (Обществом) невозможно, поскольку указанное предприятие является сельскохозяйственным и согласно выписке из ЕГРЮЛ у общества нет таких видов деятельности, где используется бут.
Доводы автора жалобы не влекут её удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 19 Закона о недрах в том числе арендаторы земельных участков имеют право осуществлять именно в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка.
Ввиду того, что общераспространенное полезное ископаемое использовалось обществом за пределами арендованного земельного участка, исключение, предусмотренное ст. 19 Закона о недрах, в данном случае не применимо.
Ссылка в жалобе на то, что в земельный участок, на котором добывался бут, не включен в перечень участков недр местного значения, а потому получение лицензии обществом не требуется, основана на неверном толковании закона.
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона о недрах).
В силу ст. 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования. К участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые (ст. 4 Закона о недрах); метаморфические породы, а также известняк, доломит и песчаник являются общераспространенными полезными ископаемыми.
В ст. 18 Закона о недрах определено, что порядок пользования недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 16 Закона о недрах).
Основанием возникновения права пользования недрами местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе, о предоставлении участка недр в пользование по результатам аукциона (п. 6 ст. 10.1 Закона о недрах).
Из изложенного следует, что установление порядка предоставления и пользования участками недр местного значения, а также порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Оренбургской области такой порядок предусмотрен Законом Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения".
Участки недр местного значения предоставляются в пользование в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 6 Закона Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения").
Закон Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения" предусматривает, что участки недр местного значения предоставляются на основании аукциона или без проведения такового. Основаниями возникновения права пользования участками недр местного значения являются решения уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области (ст. 11 вышеуказанного Закона).
Предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в себя бланк с Государственным гербом Российской Федерации установленной формы, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования участками недр местного значения (ст. 12 Закона Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения").
Уполномоченный орган исполнительной власти Оренбургской области относительно участков недр местного значения осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на право пользования участками недр местного значения (ст. 13 Закона Оренбургской области от 07 мая 2013 года N 1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения").
Кроме того, согласно ст. 2.3 Закона "О недрах" к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Основания возникновения права пользования участками недр установлены положениями ст. 10.1 указанного Закона. Перечень таких оснований исчерпывающий. При этом ст. 2.3 Закона "О недрах" не содержит такого условия как осуществление фиксации земельного участка в перечне недр местного значения для применения к нему положений данного закона. Учитывая изложенное, данное обстоятельство не подлежит доказыванию в рамках рассмотрения настоящего дела, так как не является юридически значимым.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов заявителя, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений, настоящая жалоба не содержит. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, которые были исследованы в полном объеме и получили надлежащую оценку в постановлении и решении по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности по настоящему делу не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений в виновности Бабушкина В.А. по делу не усматривается.
Постановление о привлечении Бабушкина В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, допущено не было. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области от 15 августа 2017 года и решение судьи Саракташского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении Бабушкина Вячеслава Алексеевича оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.