Заместитель председателя Оренбургского областного суда Кужабаев М.Д., рассмотрев жалобу Аннаевой Э. на вступившее в законную силу постановление судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аннаевой Э.,
установил:
постановлением судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 18 ноября 2015 года Аннаева Э. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Аннаева Э. просит постановление судьи изменить, исключить из него указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ (здесь и далее - нормы приводятся в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 18 ноября 2015 года в 09:00 часов в помещении МП УФМС России по Оренбургской области в Акбулакском районе, расположенном по адресу: Оренбургская область, Акбулакский район, п. Акбулак, ул. ***, д. *** выявлена гражданка *** Аннаева Э., которая по истечении срока действия визы (18 октября 2013 года) уклонилась от выезда с территории Российской Федерации в нарушение требований п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Указанные обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); данными АС ЦБДУИГ ФМС России (л.д. 4-5); копией национального паспорта с визой (л.д. 3); письменными объяснениями Аннаевой Э. о том, что после окончания визы она своевременно не выехала из - за рождения ребенка на территории России, взяла академический отпуск в университете (л.д. 2) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно сведениям из АС ЦБДУИГ ФМС России гражданка *** Аннаева Э. въехала на территорию Российской Федерации в целях обучения 21 октября 2011 года, имела учебную визу, срок действия которой истек 18 октября 2013 года. По истечении срока пребывания (18 октября 2013 года) Аннаева Э. уклонилась от выезда из Российской Федерации, находилась на ее территории без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, нарушая тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.
Вместе с тем п. 2 ст. 5 названного Закона предусматривает, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции принято ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Материалы дела об административном правонарушении соблюдение вышеназванных требований действующего законодательства не содержат. Аннаевой Э. не представлены доказательства, подтверждающие, что на момент выявления сотрудниками УФМС России по Оренбургской области в Акбулакском районе административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, она действительно обучалась в имеющем государственную аккредитацию учебном заведении по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе.
Таким образом, совершенное Аннаева Э. административное правонарушение правильно квалифицировано по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Обоснованность назначения Аннаевой Э. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации сомнений не вызывает.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении Аннаевой Э. административного наказания судьей районного суда требования ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены, учтен характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Аннаева Э. находилась на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. При этом мер к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации, не принимала.
Сведений о наличии у Аннаева Э. супруга, детей и иных близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не представлено. На территории Российской Федерации Аннаева Э. собственного жилья и постоянного заработка не имеет.
При этом из доводов настоящей жалобы следует, что сама Аннаева Э., ее гражданский супруг и ребенок являются гражданами иных иностранных государств.
При таких обстоятельствах оснований для применения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не имеется.
Ссылка в жалобе на то, что исполнение наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации повлечет невозможность получения Аннаевой Э. разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение пяти лет, следовательно, невозможность продолжить получение образования в Российской Федерации, не влечет изменение обжалуемого судебного акта. Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что на момент выявления административного правонарушения Аннаева Э. обучалась в СПбГУВК.
Назначение Аннаевой Э. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности, а также соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Аннаевой Э. в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с соблюдением требований ст.ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление судьи Акбулакского районного суда Оренбургской области от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Аннаевой Э. оставить без изменения, а жалобу Аннаевой Э. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Оренбургского областного суда М.Д. Кужабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.