Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.
судей: Нижегородцевой И.Л., Карцевской О.А.,
при секретаре судебного заседания Грязновой Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России
на решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 29 мая 2017 года
гражданское дело по иску Хлупина Евгения Валерьевича к ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России, к ГУФСИН России по Нижегородской области о признании состоящим в очереди на получение жилья в книге учета граждан, нуждающихся в жилье по ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области с 21 ноября 2001 года,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по доверенности Карасевой О.Е., представителя ГУФСИН России по Нижегородской области по доверенности Пятница С.В., Хлупина Е.В., Хлупиной С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Хлупин Е.В. обратился с данным иском, указав, что он, являясь сотрудником уголовно-исполнительной системы, с 2001 года проходил службу в ФКУ ЛИУ-3, ФКУ ПК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области в должности заместителя начальника центра трудовой адаптации осужденных. 21 мая 2013 года он уволен по п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. На момент увольнения истец имел звание майора внутренней службы и выслугу лет в календарном исчислении - 13 лет 11 месяцев 13 дней.
В ноябре 2002 года, в период прохождения службы в ФКУ ЛИУ-3, он обратился с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье. Решением жилищной комиссии, на которой он лично присутствовал, заявление было удовлетворено, и он был занесен в книгу учета граждан, нуждающихся в жилье.
В ГУФСИН России по Нижегородской области Хлупину Е.В. разъяснили, что для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, ему необходимо представить выписку из протокола о постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в жилье.
При обращении в ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области Хлупину пояснили, что в книге учета граждан, нуждающихся в жилье УЗ-62/3 ГУФСИН МЮ РФ по Нижегородской области за 1981-1999-2010 годы, он зарегистрирован под N112. Однако подтвердить момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не представляется возможным в связи с тем, что в протоколах заседаний жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-3 и Списках лиц, имеющих права на получение жилья до 01 марта 2005 года, он отсутствует. Исходя из этого факт постановки Хлупина Е.В. на учет нуждающегося в жилье возможно установить только в судебном порядке. Без этого Хлупин Е.В. не может воспользоваться правами, предоставленными ФЗ от 30.12.2012 г. N 283-Ф3 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти".
В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст.51 ЖК РФ граждане, принятые на учет нуждающихся в жилье до 01 марта 2005 года сохраняют право состоять на данном учете. Положения ч. 2 ст. 6 вышеуказанного закона не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, принятых на учет для предоставления жилья до 01 марта 2005 года, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В соответствии с выданным ему ГУФСИН по Нижегородской области Списком лиц, нуждающихся в жилье, начатым 01.01.2001г. и законченным 01.01.2005г. он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилье под N 64, имеет 2 членов семьи, поставлен на учет в качестве нуждающегося 21 ноября 2002 года.
Таким образом, решением жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области истец был принят на учет в качестве нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса РФ (01 марта 2005г.).
Решения жилищной комиссии ФКУ ЛИУ-3 о снятии Хлупина Е.В. и членов его семьи с учета не принималось, сведений об этом нет. Вместе с тем, отсутствие выписки из протокола о постановке его на учет нуждающихся в жилье не позволяет воспользоваться правами, предоставленными ему ФЗ от 30.12.2012г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти".
На основании изложенного Хлупин Е.В. просил суд признать его состоящим в очереди в числе сотрудников ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России на получение жилья в соответствии с книгой, заведенной ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по учету граждан, нуждающихся в жилье, с 21 ноября 2001 года.
В части признания состоящим в очереди его бывшей супруги Хлупиной Светланы Викторовны он отказался в виду того, что в настоящее время она имеет собственное жилье, а брак между ними расторгнут.
Представитель ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области Алипова Ю.Е. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, изложив свои доводы в соответствии с письменными возражениями ответчика ФКУ-ЛИУ-3 ГУФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области.
Представитель ГУФСИН РОССИИ по Нижегородской области также иск не признал.
Решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 29 мая 2017 года постановлено:Исковое заявление Хлупина Евгения Валерьевича удовлетворить
Признать Хлупина Евгения Валерьевича, состоящим в очереди в числе сотрудников ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России на получение жилья в соответствии с книгой, заведенной ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по учету граждан, нуждающихся в жилье, с 21 ноября 2001 года.
В апелляционной жалобе ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции
В возражениях на апелляционную жалобу Хлупина Е.В. указано на законность и обоснованность решения и несостоятельность доводов заявителя.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Хлупин Е.В. является сотрудником уголовно-исполнительной системы, с 2001 года проходил службу в ФКУ ЛИУ-3, ФКУ ПК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области в должности заместителя начальника центра трудовой адаптации осужденных. 21 мая 2013 года он уволен по п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. На момент увольнения истец имел звание майора внутренней службы и выслугу лет в календарном исчислении - 13 лет 11 месяцев 13 дней.
В ноябре 2002 года, в период прохождения службы в ФКУ ЛИУ-3, он обратился с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилье. Решением жилищной комиссии, на которой он лично присутствовал, заявление было удовлетворено, и он был занесен в книгу учета граждан, нуждающихся в жилье.
Согласно книге учета граждан, нуждающихся в жилье УЗ-62/3 ГУФСИН России за период с 11 декабря 1981 года по 26 апреля 2010 год, состоящей из 96 листов с постоянным сроком хранения, истец Хлупин Е.В., 1981 года рождения, стаж работы 2 года, специальное звание: младший лейтенант, семья 2 человека, проживающий у родителей по адресу: "адрес", числится в общем списке сотрудников, нуждающихся в получении жилья.
В соответствии с журналом регистрации заявлений граждан о принятии на учет, нуждающихся в улучшении условий по ФБУ ЛИУ-3 ГУФСИН России, с постоянным сроком хранения, инвентарный N, истец Хлупин Е.В., проживающий по адресу: "адрес", числится за N99, как лицо, подавшее заявление, о принятии его на учет на получение жилья.
В соответствии с делом N53/21/3-4, том 1 "Списки лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий", начало заполнения 1 января 2001 года, окончание - 1 января 2005 года, истец Хлупин Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работник ЛИУ-3, проживающий у родителей по адресу: п.Пруды, ул.Сосновая, 3/2, числится как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий (получения жилья) за номером 64, дата постановки на учет - 21 ноября 2002 года.
В соответствии со списком лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников учреждения УЗ-62/3 по состоянию на 1 января 2004 год, подписанного председателем жилищной комиссии Шориным А.В., истец Хлупин Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работник ЛИУ-3, стаж работы 2 года, семья 2 человека, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, воинское звание лейтенант, с местом жительства у родителей, числится в списке. В графе "не имеет жилья" имеется запись "убр".
Таким образом, на основании данных письменных доказательств, отвечающих принципу допустимости, суд обоснованно пришел к выводу, что Хлупин Е.В. был поставлен на учет и числился, как лицо, нуждающееся в получении жилья, с 21 ноября 2002 года.
Судом дана надлежащая оценка доводам ответчика о том, что Хлупин Е.В. был снят с учета со ссылкой на дело ФГУ ЛИУ-3 ГУФСИН России, "Список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий" N53/21/3-4, т.2, где в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников учреждения ФГУ ЛИУ-3, подписанного председателем жилищной комиссии Шориным А.В., по состоянию на 1 января 2006 года истец Хлупин Е.В. не числится.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В соответствии со ст.6 данного Федерального закона сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Жилищное законодательство гарантирует гражданам, принятым в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Согласно данной норме граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
На момент постановки истца на учет действовала ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения ч.2 ст.6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на такой учет.
Согласно ст.32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные жилищным законодательством. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В материалах гражданского дела отсутствуют сведения о том, чтобы в отношении Хлупина Е.В. принималось решение жилищной комиссии об исключении его из общего списка сотрудников, на получение (улучшение) жилищных условий. Нет сведений и о том, чтобы такое решение было выдано или направлено Хлупину Е.В.
Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Установив, что до 2005 года сотрудник ЛИУ-3 ГУФСИН России Хлупин Е.В. стоял в очереди в жилищной комиссии учреждения на получение жилья, установив отсутствие данных, подтверждающих исключение Хлупина Е.В. из очереди, суд обоснованно удовлетворил заявленные Хлупиным Е.В. требования.
Судебная коллегия при оценке доводов апелляционной жалобы в части законности нахождения на учете Хлупина Е.В. в очереди принимает во внимание, что предметом рассмотрения данное обстоятельство не являлось.
Суд рассмотрел иск в пределах заявленных требований - признании состоящим в очереди на получение жилья в книге учета граждан, нуждающихся в жилье по ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России по Нижегородской области с 21 ноября 2001 года.
Указанным решением установлено отсутствие данных о снятии Хлупина Е.В. с учета, что не исключает право ГУФСИН рассмотреть вопрос о законности нахождения Хлупина Е.В. в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в означенный период.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда и подлежат отклонению как необоснованные.
Нормы материального права применены судом правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, также не допущено, поэтому оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 29 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ЛИУ-3 ГУФСИН России - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.