Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Быстрова О.В.,
судей Шурловой Л.А., Ситьковой О.Н.
с участием секретаря Фатневой Т.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице министра Марченко Р.А.
на решение Советского районного суда от 28 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Азизова С.К., Азизовой С.Б., действующей в своих и в интересах своих несовершеннолетних детей Азизова Д.С., Азизова Э.С., Азизова С.С. и Азизова Б.С. к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата, обязании включить в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А.,
установила:
Истцы обратились в суд с настоящим иском к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края указав, что Азизов С.К. является собственником квартиры N* жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, с. Солдато-Александровское, ул. 25 Партсъезда, д. **. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Советского района Ставропольского края в мае 2017 года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории, признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. Обратились с заявлением в администрацию сельсовета о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, отказано, поскольку не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, предложено обратиться в суд.
Просили признать право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате наводнения а Советском районе в мае 2017 и обязать администрацию муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края включить их в список гражданин на получение государственных жилищных сертификатов.
Обжалуемым решением исковые требования истцов -удовлетворены. Решение суда в силу ст. 212 ГПК РФ обращено к немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в лице министра Марченко Р.А. просит отменить решение как незаконное и необоснованное. В доводах жалобы указывает, что судом не учтено, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок явилось результатом бездействия самого истца, который не обращался в органы местного самоуправления с заявлением об оформлении земельного участка под многоквартирным домом. Орган местного самоуправления в отсутствие сформированного земельного участка будет лишен возможности осуществить процедуры изъятия для государственных нужд жилого помещения и земельного участка в порядке ст.32 ЖК РФ, и осуществить снос. Отказ администрации с. Солдато-Александровское во включении в список пострадавших граждан для получения жилищного сертификата истцом не оспорен. Решение обращено к немедленному исполнению в нарушение требований ст.212 ГПК РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истцы просят оставить решение без изменения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении, заслушав представителя ответчика по доверенности Порохонько Е.С., поддержавшего доводы жалобы и просившего о ее удовлетворении, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к удовлетворению жалобы не находит.
Нормы Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ (в ред. от 23.06.2016 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановление Правительства РФ от 07.06.1995 года N 561 (в ред. от 12.03.2015 года) "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", направлены на защиту прав собственников или нанимателей жилых помещений, которые были утрачены ими в связи с чрезвычайной ситуацией.
В соответствии с главой 4 "Методические рекомендации по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (утв. МЧС России 03.10.2014 N 2-4-87-24-7), для рассмотрения вопроса о непригодности помещения для проживания заявитель представляет в комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда, созданную органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления следующие документы:
заявление от гражданина, чье жилье повреждено в результате произошедшей чрезвычайной ситуации; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; заключение специализированной, проектно-изыскательской организации.
При этом указанными нормами предусмотрен ряд условий, при соблюдении которых граждане приобретают право на получение жилищного сертификата: жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным; они должны быть зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживать в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Как следует из материалов дела, 24.05.2017 года на основании Распоряжения Губернатора Ставропольского края N 344-р на территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации. С 18 часов 00 минут 24.05.2017 года введен режим чрезвычайной ситуации функционирования Советского районного звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с возникшими неблагоприятными природными явлениями на территории Советского муниципального района СК связанными с продолжительными ливневыми осадками и подъемом уровня. воды в реках Кума, Мокрый Карамык. Это обстоятельство подтверждено постановлением заместителя главы администрации Советского муниципального района СК N 389.
14.06.2017 года главой муниципального образования Солдато- Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края Кравченко А.В. вынесено постановление N 134 "Об утверждении перечня домовладений, земельных участков сельскохозяйственного назначения, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации", из которого следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Советский район, с. Солдате-Александровское, ул. 25 Партсъезда, д. **, кв.* отнесено к пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
С 2006 года семья Азизовых состоит на регистрационном учете по названному адресу, что видно и из копии домовой книги по адресу: с. Солдато-Александровское, ул. 25 Партсъезда, д. **, кв.*. По данным свидетельства о государственной регистрации права от 04.05.2007 года собственником указанной квартиры N * является истец Азизов С.К., проживают по данному адресу составом семьи: жена - Азизова С.Б., сыновья Азизовы Д., Э., С., Б. (справка администрации сельсовета Советского района N 2838 от 25.08.2017 года).
Указанный многоквартирный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года на территории Советского района Ставропольского края.
В материалах дела имеется акт обследования помещений N 57 от 14.06.2017 года, согласно которого межведомственная комиссия пришла к заключению о том, что здание жилого дома, расположенного по адресу: Ставропольский край, Советский район, с. Солдато-Александровское, ул. 25 Партсъезда, д. **, кв.* не пригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу. Заключением межведомственной комиссии о признании объектов недвижимости (зданий, сооружений) ветхими или аварийными N 57 от 14.06.2017 года помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Советский район, с. Солдато-Александровское, ул. 25 Партсъезда, д.**, кв.* не пригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
Из справки администрации сельсовета N 2210 от 21.06.2017 года усматривается, что Азизовы утратили единственное жилье в результате чрезвычайной ситуации.
Азизов С.К. обратился в администрацию муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края с заявлением о включении его и членов его семьи в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, так как дом (жилое помещение), расположенный по адресу: Ставропольский край, Советский район, с. Солдато- Александровское, ул. 25 Партсъезда, д. **, кв. *, в котором они проживали, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года на территории Советского района Ставропольского края.
12.07.2017 года администрацией отказано во включении в соответствующий список граждан, поскольку истцом не предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором размещено утраченное жилое помещение.
Суд первой инстанции, сославшись на правовые нормы регулирующие спорные правоотношения, пришел к тому выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, истцы соответствуют всем требованиям предъявляемым к гражданам, которые приобретают право на получение жилищного сертификата. Непредставление заявителем правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено утраченное жилое помещение, не может влечь отказ в признании за ним права на получение жилищного сертификата.
Судебная коллегия, проверив жалобу в пределах доводов, не находит оснований к ее удовлетворению.
Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 289 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005 года), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Согласно разъяснений, содержащихся в пунктах 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
По смыслу нормативных положений Жилищного Кодекса РФ ( ст.32), решение вопроса о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой является основанием для последующего принятия соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения. (Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2017 N 18-КГ17-140).
В материалах дела представлено заключение уполномоченного органа, согласно которого межведомственная комиссия пришла к заключению о том, что здание жилого дома по указанному выше адресу непригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу, наличие которого является обязательным условием предоставления гражданам социальной выплаты в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения. Истцы не имеют другого жилого помещения на территории РФ. Единственным препятствием для реализации истцом права на включение в соответствующий список граждан является отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором размещено утраченное жилое помещение (квартира в многоквартирном жилом доме).
Как следует из материалов дела, 14.06.2017 года главой муниципального образования принято постановление N 134 "Об утверждении перечня домовладений пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в мае 2017", в списке поименованы многоквартирные дома данного населенного пункта по ул. 25 Партсъезда NN1-15 (полностью), то есть данные многоквартирные дома отнесены к пострадавшим помещениям в результате чрезвычайной ситуации.
В материалах дела представлены сведения об основных характеристиках объекта недвижимости: земельного участка площадью 11138 кв.м., кадастровый номер ***, дата присвоения кадастрового номера 25.06.1992г., по адресу ул. 25 Партсъезда N2-14, N13-15, сведения актуальные, то есть органом местного самоуправления земельный участок под многоквартирным жилым домом, в котором истцы утратили свое жилое помещение, был сформирован именно таким образом (под несколькими домами) и доводы жалобы апеллянта, по мнению судебной коллегии не влекут отмену постановленного решения. Как указано выше, многоквартирные дома по улице 25 Партсъезда с N 1 по 15 дом, в данный список входит и дом истца, были поставлены на кадастровый учет указанной выше площадью, присвоен кадастровый номер, полностью пострадали в результате чрезвычайной ситуации в мае 2017 и отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором размещено утраченное жилое помещение, само по себе не влечет отказ в удовлетворении заявленных требований при изложенных обстоятельствах.
По смыслу статьи 36 ЖК РФ и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственникам помещений в многоквартирном доме не требуется получать свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, поскольку участок находится в их долевой собственности в силу закона
Доводы апелляционной жалобы о том, что действия администрации не признаны судом незаконными, в связи с чем судебный акт подлежит отмене, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с абзацем 2 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Требование о признании права используется в тех случаях, когда субъективное гражданское право лица кем-либо оспаривается или не признается.
В данном случае не включение истцов в сводный список лиц, пострадавших от стихийного бедствия, в связи с отсутствием у них документов на землю, фактически лишило их возможности получения жилищного сертификата. При этом действия ответчиков, не включивших данных лиц, в список лиц имеющих право на получение данной меры социальной поддержки ( глава 4 Методических рекомендаций), в отсутствии судебного решения были осуществлены в пределах своих полномочий.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с реализацией гражданами, лишившимися жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, права на получение государственного жилищного сертификата, рассмотренным в 2009 - 2014 годах, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015, разрешая споры о признании права на получение государственного жилищного сертификата, судебные инстанции правильно исходили из того, что право на его получение и, следовательно, выделение государством помощи в связи с утратой жилого помещения имеют граждане Российской Федерации при одновременном наличии следующих условий: постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; регистрации на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в утраченном жилом помещении; утраты единственного жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Перечисленные обстоятельства, которые установлены судом, являются юридически значимыми для правильного разрешения споров о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом ( ст.210 ГПК РФ). Немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе; включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума ( ст.211 ГПК РФ). В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Доказательств того, что после вступления решения суда в законную силу, его исполнение может оказаться невозможным, а также иных достаточных доказательств, которые бы влекли приведение решения к немедленному исполнению, не представлено и с учетом изложенного решение суда в данной части подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению в этой части, в остальной части это же решение оставлению без изменения, жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда от 28 августа 2017 года -в части указания на обращение к немедленному исполнению в силу ст.212 ГПК РФ -отменить, отказать в требовании истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению.
Это же решение Советского районного суда от 28 августа 2017 года в остальной части -оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края - удовлетворить в части.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.