Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Калоевой З.А. Меньшова С.В.,
при секретаре судебного заседания Тациевой А.С.,
с участием представителя ответчика Министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ПорохонькоЕ.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мамоновой К.А., Носовой Н.А. и Дрюковой О.В., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей М.А.А., К.М.А., К.А.А., Д.А.А., к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, Министерству жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края и обязании администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края включить в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов по апелляционной жалобе министра жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. на решение Советского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2017 года. Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Мамонова К.А., Носова Н.А. и Дрюкова О.В., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей М.А.А., К.М.А., К.А.А., Д.А.А., обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края и обязании администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края включить в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов. В обосновании заявленных требований истцы указали, что Дрюкова О.В. и ее дети Мамонов А.А., Клименко М.А. и Мамонова К.А. на праве общей долевой собственности владеют квартирой N ... многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., в которой совместно с ними также проживают дети Дрюковой О.В. - К.А.А. и Д.А.А., а также её мать Носова Н.А. Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Советского района Ставропольского края в мае 2017года в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края. В результате возникшей чрезвычайной ситуации дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. Дрюкова О.В. обратилась в установленном порядке с заявлением в администрацию муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края о включении ее и членов ее семьи в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата. Письмом администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края ей было отказано во включении в указанный список в связи с тем, что не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположено утраченное ими жилое помещение. Предложено обратиться в суд для того, чтобы признать право на включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Истцы просили суд признать за ними право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате наводнения в Советском районе в мае 2017 года и обязать администрацию муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края включить ее и членов ее семьи в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов.
Решением Советского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2017 года исковые требования Мамоновой К.А., Носовой Н.А. и ДрюковойО.В., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей М.А.А., К.М.А., К.А.А., Д.А.А., к администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края и обязании администрации муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края включить в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов - удовлетворены. За Мамоновой К.А., Носовой Н.А. и ДрюковойО.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей М.А.А., К.М.А., К.А.А., Д.А.А., признано право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края. На администрацию муниципального образования Солдато- Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края возложена обязанность включить Дрюкову О.В. и членов ее семьи: сына М. А.А., ... года рождения, сына К.М.А., ... года рождения, дочь К.А.А., ... года рождения, дочь Д.А.А., ... года рождения, дочь Мамонову К.А. и мать Носову Н.А. в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов, в связи с утратой жилого помещения в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края.
Не согласившись с указанным решением, министр жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не учтено, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок явилось результатом бездействия самого истца. Ссылается на то, что орган местного самоуправления в отсутствие сформированного земельного участка будет лишен возможности осуществить процедуру изъятия для государственных нужд жилого помещения и земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также осуществить снос жилого помещения. При этом считает, что будут нарушены права граждан, поскольку разрушенное жилье, непригодное для проживания, не обладает надежными элементами конструкции, в связи с чем может возникнуть опасность для определенного круга лиц, приведет к нарушению правил благоустройства, а так же требований ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г N 52-ФЗ. Указывает также, что отказ администрации с. Солдато-Александровское во включении список пострадавших граждан для получения жилищного сертификата истцом не оспорен, соответственно решение, принятое органом местного самоуправления, является законным и обоснованным. При этом решение обращено к немедленному исполнению в нарушение требований, предусмотренных ст.212ГПК РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истцы Дрюкова О.В., Носова Н.А., Мамонова К.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика министерства жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Порохонько Е.С. поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, их представители на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта.
Исходя из указанной правовой нормы, жилое помещение, в котором проживали граждане, должно быть единственным в связи, с чем подлежат установлению два юридически значимых обстоятельства - регистрация заявителей в утраченном жилом помещении; их постоянное проживание в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Государство гарантирует лишь помощь в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (жилища). Порядок предоставления жилья взамен утраченного путем выдачи жилищных сертификатов регламентируется постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 года N 561, в иных случаях риск случайной гибели или случайного повреждения своего имущества несет собственник (ст. 211 ГК РФ).
Так, в силу пункта 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N561 (ред. от 22.11.2011) "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу приведенных норм закона сертификат вправе получить только собственник утраченного дома с учетом количества членов его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения не обладают самостоятельным правом на получение государственного жилищного сертификата, поскольку предоставление нескольких жилищных сертификатов по одному и тому же разрушенному стихией дому, принадлежащему конкретному собственнику, действующее законодательство не предусматривает. Права членов семьи собственника утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения реализуются путем определения собственнику площади жилого помещения соответствующей численности его семьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцам Клименко (Дрюковой) О.В., Мамоновой К.А., Клименко М.А., Мамонову А.А., Клименко А.А. на основании договора купли - продажи недвижимости от 10 августа 2010 года принадлежит по 1/5 доли в праве общей долевой собственности квартира N ... дома ... общей площадью 53,6 кв.м., с кадастровым (или условным) номером ..., расположенная по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от (л.д. 18-22).
Из материалов дела следует, что Дрюкова О.В. и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства по адресу: ... : Дрюкова О.В. с ... года; Мамонова К.А. с ... года; М.А.А. с ... года; К.М.А. с ... года; К.А.А. с ... года; Д.А.А. с ... года; Носова Н.А. с ... года (л.д. 11-14, 107-113).
Согласно справки главы муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края от 14августа 2017 года в квартире N ... по ул. ... зарегистрированы и проживают: Дрюкова О.В., ... года рождения, ее дочь МамоноваК.А., ... года рождения, сын М.А.А., ... года рождения, сын К.М.А., ... года рождения, К.А.А. ... года рождения, дочь Д.А.А., ... года рождения, мать Носова Н.А., ... года рождения.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 344-р был введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
С 18 часов 00 минут 24 мая 2017 года веден режим чрезвычайной ситуации функционирования Советского районного звена Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с возникшими неблагоприятными природными явлениями на территории Советского муниципального района Ставропольского края, связанными с продолжительными ливневыми осадками и подъемом уровня воды в реках Кумы, Мокрый Карамык, что подтверждается постановлением заместителя главы администрации Советского муниципального района Ставропольского края Кобернякова А.И. от 24 мая 2017 года N 389.
14 июня 2017 года межведомственной комиссией администрации муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета по заявлению Клименко (Дрюковой) О.В., Мамоновой К.А., Клименко М.А., М.А.А., К.А.А. было произведено обследование помещения - квартиры N ... по ..., принадлежащего на праве общей долевой собственности заявителям.
По результатам обследования помещения межведомственной комиссией администрации муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета подготовлено заключение о признании объектов недвижимости (зданий, сооружений) ветхими или аварийными N 5 от 14 июня 2017 года, согласно которому: здание "жилого дома", расположенное по адресу: ..., не пригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
Согласно обследованию технического состояния здания жилого дома, расположенного по адресу: ... (Б.18/17-18-ТО), данный жилой дом не пригоден для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
Постановлением главы муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края Кравченко А.В. N 134 от 14 июня 2017 года утвержден прилагаемый перечень домовладений, земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - выпадением значительного количества осадков, повешением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года.
Согласно указанному перечню жилое помещение, расположенное по адресу: ..., отнесено к пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Из справки главы муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края Кравченко А.В. от 21 июня 2017 года N 2196 следует, что Дрюкова О.В., зарегистрированная по адресу: ..., утратила единственное жилье в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мае 2017 года.
Согласно справки главы муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края Кравченко А.В. от 14 августа 2017 года Дрюкова О.В., ... года рождения, зарегистрированная по адресу: ... и члены её семьи получили единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в следствие чрезвычайной ситуации - сильный ливневый дождь, произошедшей в мае 2017 года.
Истец Дрюкова О.В. обратилась в администрацию муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края с заявлением о включении ее и членов ее семьи в список граждан лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, так как дом (жилое помещение), расположенное по адресу: ..., в котором она и члены ее семьи проживали, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года на территории Советского района Ставропольского края.
12 июля 2017 года администрацией муниципального образования Солдато - Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края Дрюковой А.В. во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края в мая 2017 года отказано в связи с тем, что истцом не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором размещено утраченное жилое помещение по адресу: ... и рекомендовано обратиться в суд.
Удовлетворяя требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец и члены её семьи соответствуют всем требованиям, предъявляемым к гражданам, которые приобретают право на получение жилищного сертификата, а именно, жилое помещение, в котором Дрюкова О.В. и члены её семьи проживали, является для них единственным, все зарегистрированы в утраченном жилом помещении и постоянно проживали в указанном жилище на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Советского района Ставропольского края.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует правильному толкованию и применению вышеуказанного постановления Правительства N 561 от 7 июня 1995 года "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями". Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, приведены в решении, с которым судебная коллегия не находит оснований не согласиться. Из буквального толкования постановления Правительства Российской Федерации N 561 от 7 июня 1995 года следует, что условиями выдачи гражданам указанной категории государственных жилищных сертификатов являются постоянное проживание в утраченном вследствие стихийного бедствия жилом помещении, наличие регистрации в установленном порядке в этом же жилом помещении. Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов предусматривает их выдачу семье, проживающей в утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации.
Следовательно, Дрюкова О.В. и члены её семьи на момент стихийного бедствия постоянно проживали в утраченном жилом помещении, которое является единственным жильем для проживания семьи и утрачено в результате стихийного бедствия. Согласно Порядку, действовавшему на момент ее обращения с заявлением об утрате жилья вследствие стихийного бедствия, Дрюкова О.В. и члены её семьи подлежали включению в список граждан, на получение государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого помещения в результате выпадения значительного количества осадков, повышения уровня в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением муниципального образования Солдато-Александровского сельсовета Советского района Ставропольского края.
Доводы ответчика о невозможности изъятия спорного земельного участка, поскольку он не сформирован, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего. Так, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулирован главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В статье 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1).
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2). Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса (пункт 4). Согласно пункту 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации к решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
Таким образом, процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование и кадастровый учет объекта недвижимого имущества. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок, с кадастровым номером ..., расположен по адресу: ..., общей площадью 11338кв.м. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N10/22 от дата "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. По мнению судебной коллегии, то обстоятельство, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован, не может служить препятствием в реализации прав истцов на получение государственных жилищных сертификатов. В связи с утратой истцами жилого помещения орган местного самоуправления как собственник земельного участка под многоквартирным домом в последующем вправе самостоятельно распорядиться этим земельным участком, сформировав его и поставив на кадастровый учет.
Другие доводы жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, аналогичны основаниям заявленных истцом требований и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Советского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министра жилищно - коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.