Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
судьи-председательствующего Киселева Г.В.,
судей: Медведевой Д.С., Тепловой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов: Хатаян Н.М., Хатаян Л.И., Хатаян Б.Н., Джаловян А.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Джаловян Г.А., Джаловян Л.А. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 20 сентября 2017 года
по иску Хатаян Н.М., Хатаян Л.И., Хатаян Б.Н., Джаловян А.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Джаловян Г.А., Джаловян Л.А. к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,
заслушав судью-докладчика Киселева Г.В.,
установила:
08 августа 2017 года истцы Хатаян Н.М ... Хатаян Л.И., Хатаян Б.Н., Джаловян А.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего Джаванян Г.А., Джаловян Л.А. обратились в Минераловодский городской суд с данным иском, указав, что обратились с заявлением в Администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, поскольку дом, в котором они проживали, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, и они утратили имущество в результате наводнения в "адрес". Им даны письменные уведомления об отказе во включении в список граждан для предоставления материальной и финансовой помощи в связи с тем, что не зарегистрированы по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: "адрес", СОТ "Заречное", участок N. Они постоянно проживают в жилом помещении, которое подверглось затоплению, в связи с чем имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, но не могут её получить. Просили суд установить юридический факт постоянного проживания Хатаян Б.Н., Хатаян Л.И., Джаловян А.Н., Джаловян Л.А., Хатаян Н.М. несовершеннолетнего Джаловян Г.А., ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: Минераловодский городской округ, СОТ "Заречное", участок "94-95, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории "адрес". Признать Хатаян Б.Н., Хатаян Л.И., Джаловян А.Н., Джаловян Л.А., Хатаян Н.М., несовершеннолетнего Джаловян Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории "адрес" Ставропольского края в период с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Минераловодского городского округа включить Хатаян Б.Н., Хатаян Л.И., Джаловян А.Н., Джаловян Л.А., Хатаян Н.М., несовершеннолетнего Джаловян Г.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения в "адрес" Ставропольского края в период с ДД.ММ.ГГГГ. Обратить решение к немедленному исполнению (л.д.5-9).
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований Хатаян Н.М., Хатаян Л.И., Хатаян Б.Н., Джаловян Л.А. и Джаловян А.Н., также действующей в интересах несовершеннолетнего Джаванян Г.А., к Администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", СОТ "Заречное", участок N, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, и обращении решения к немедленному исполнению отказано в полном объёме (л.д.92-102).
В апелляционной жалобе истцы Хатаян Л.И., Хатаян Н.М., Хатаян Б.Н., Джаловян А.Н., действующая в интересах несовершеннолетнего Джаванян Г.А., Джаловян Л.А. просят решение Минераловодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, установить юридический факт проживания истцов в жилом помещении, расположенном в "адрес" городского округа, СОТ "Заречное", участок 94-95, признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года, возложить обязанность на Администрацию Минераловодского городского округа включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, указав, что в результате наводнения ими было утрачено всё имущество первой необходимости. Других жилых помещений кроме дома в СОТ "Заречное" у них в собственности нет. Несмотря на то, что Хатаян Н.М. и Хатаян Л.И., зарегистрированы по адресу: "адрес", а Джаловян Л.А. и Джаловян А.Н. по адресу: "адрес", в указанных жилых помещениях они не проживают и принадлежащих им вещей там нет (л.д. 104-106).
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела N2-2498/2017, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истцов Хатаян Н.М., Хатаян Л.И., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда нет.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края предписано ввести режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 06 июля 2017 года N430-р "Об отмене на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации и некоторых мерах, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей в мае 2017 года на территории Ставропольского края" в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для введения на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации предписано отменить режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, введенный распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации". Признано утратившим силу распоряжение Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года N344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации".
Согласно п."л" ч.1 ст.11 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21декабря1994года N68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
Положениями ст.18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (ч.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2).
Как следует из Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N110, настоящие Правила устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий ( далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера ( далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п.1). Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека); е) выплата единовременного пособия (п.2). Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий: д) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества: гражданам (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека) (п.3).
В соответствии с положениями п.2 ст.4 Закона Ставропольского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" от 10апреля2006года N19-кз гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 6) гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 тысяч рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тысяч рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 тысяч рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
Из Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства российской федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 03 октября 2014 года N2-4-87-24-7 следует, что к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений (Глава 2). После того, как составлен реестр всех домов, признанных непригодными для проживания, и утвержден постановлением (распоряжением) главы местной администрации, составляются списки граждан, проживающих и постоянно зарегистрированных в этих домах на момент начала чрезвычайной ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N561. При формировании списка граждан следует указывать данные действующих документов (паспорта, свидетельства о рождении), учитывая, что паспорта подлежат замене в 20 лет и в 45 лет. Граждане, достигшие 20-летнего возраста, должны получить паспорт обязательно и не могут быть включены в список на основании свидетельства о рождении. Исключение могут составлять недееспособные граждане (отсутствие паспорта по объективным причинам у таких граждан подтверждается справками из учреждения социальной защиты или пенсионного фонда). Для подтверждения факта регистрации граждан по месту жительства представляется копия паспорта (страница с фотографией, реквизитами организации, выдавшей паспорт, все страницы с регистрацией и страница с детьми). При формировании списка граждан следует учесть, что в список могут быть включены граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по указанному адресу. То есть для занесения в список необходимо соблюдение этих двух условий (глава 4).
Согласно Порядка выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ставропольском крае, а также членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае, утверждённого приказом Министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N95, настоящий Порядок разработан в целях реализации пунктов 6 и 6 ч.2 ст.4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (в редакции Закона Ставропольского края от 20 октября 2011 года N90-кз) и устанавливает механизм выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, и членам семьи (супруге (супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении) гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае (далее соответственно - единовременные денежные выплаты, пострадавший, член семьи погибшего (умершего) (п.1). Единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств (п.2). Предоставление пострадавшим, а также членам семей погибших (умерших) единовременных денежных выплат осуществляется на основании соответствующих списков пострадавших и членов семей погибшего (умершего), сформированных органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по формам, которые установлены в приложениях N10, 12 и 15 к Правилам выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", и согласованных уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера через подведомственное ему учреждение ( далее - уполномоченный орган) с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 августа 2014 года N470 "Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, и утвержденных Губернатором Ставропольского края (п.3).
Из материалов дела следует, что истец Хатаян М.Н. зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д.23, 84, 85-86).
Истец Хатаян Б.Н. зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д.82, 85-86).
Истец Хатаян Л.И. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д.69-70, 83, 85-86).
Истец Джаловян Л.А. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д.71-72, 80, 85-86).
Истец Джаловян А.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес" (л.д.73-74, 81, 85-86).
Истец Джаловян Г.А. в интересах которого действует законный представитель Джаловян А.Н. зарегистрирован по адресу: "адрес" (л.д. 85-86).
Имущество, повреждённое (разрушенное) в результате ливневых дожей и подъёма уровня воды в реках на территории Минераловодского городского округа расположено по адресу: "адрес", СОТ "Заречный", участки 94-95 (л.д.11).
С учётом приведённых положений закона и подзаконных актов у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.
По мнению судебной коллегии доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Минераловодского городского суда от 20 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Хатаян Л.И., Хатаян Н.М., Хатаян Б.Н., Джаловян А.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего Джаванян Г.А., Джаловян Л.А. без удовлетворения
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.