Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 12 декабря 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Фомина М.В.,
судей Болотовой Л.А., Луневой С.П.,
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Муртузалиевой Г.А. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 августа 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению Муртузалиевой Г.А. к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании бездействия государственного органа
заслушав доклад судьи Болотовой Л.А.,
установила:
Муртузалиева Г.А. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании бездействия государственного органа.
В обоснование заявленных требований указано, что истец Муртузалиева Г.А., является собственником квартиры, расположенной по адресу: " ... ", обратилась 14.02.2017 г. в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по вопросу проверки протокола и решения общего собрания собственников помещений МКД по адресу: " ... ", по выбору управляющей компании от 27.07.2015 г. на соответствие Жилищному законодательству РФ, с ее участием.
По ее обращению должностным лицом - заместителем начальника Управления - главным государственным жилищным инспектором Ставропольского края Лимаревым С.Б. было сообщено письмом от 07.04.2017 года N 0113/3147 о том, что осуществить проверку порядка уведомления (сообщения) инициатора о проведении общего собрания собственников, оформленного протоколом от 27.07.2015 г. N б/н на соответствие требованиям ч. 4 ст. 45 ЖК РФ не предоставляется возможным. Административный истец считает, что административный ответчик уклонился от обязанностей, предусмотренных ст. 20 ЖК РФ.
Нарушено право административного истца п.4 ст. 45 ЖК об оповещении о проведении общего собрания собственников помещений МКД по выбору способа управления.
К действиям, нарушающим права истца относится выделение дополнительно строки на текущий ремонт в платежном документе.
Административный истец просила суд
-бездействие, допущенное административным ответчиком, Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору города Ставрополя, по непроведению проверки по заявлению административного истца, в соответствии с пунктом 1;4;4.2 статьи 20 ЖК РФ: под государственным жилищным надзором понимается выявление и пресечение нарушений жилищного законодательства РФ гражданами и юридическими лицами, основанием для проведения внеплановой проверки является заявление гражданина, признать незаконным;
-действие административного ответчика - Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору города Ставрополя, выразившееся в определении установления дополнительной строки в платежном документе за текущий ремонт в размере 2 руб. с кв.м. соответствующим ст.39 ЖК РФ (собственник обязан нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме) - признать незаконным и нарушающим права административного истца исходя из ст. 154 ЖК РФ структура платы для собственника жилого помещения многоквартирного дома за содержание и ремонт жилья включает плату за текущий ремонт;
-обязать государственный орган Управлением Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов административного истца выполнив действия по принятию мер в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации путем пресечения нарушения прав истца установленных Жилищным законодательством статьей 45 ЖК РФ порядок проведения общего собрания; статьей 154 ЖК РФ плата за содержание жилья для собственника помещения в многоквартирном доме включает плату за текущий ремонт.
-взыскать с административного ответчика Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору уплаченную при подачсе административного искового заявления государственную пошлину в размере 300 рублей.
Обжалуемым решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 августа 2017 года в удовлетворении административных исковых требований Муртузалиевой Галины Афанасьевны к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании бездействия государственного органа - отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный истец Муртузалиева Г.А. просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение. В обоснование своей жалобы указывает, что административный ответчик уклонился от своих обязанностей и представил ответ на обращение административного истца в котором указал, что осуществить проверку порядка уведомления инициатора о проведении общего собрания собственников оформленного протоколом от 27.07.2015 г. на соответствие требованиям части 4 статьи 55 ЖК РФ не представляется возможным. Никаких мер административного характера по пресечению нарушений Жилищного законодательства и прав административного истца выразившихся во включении отдельной строкой в платежном документе сведений по оплате текущего ремонта в размере 2 руб. с кв.м. Управлением не принято.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела 27.07.2015 г. состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома N " ... ", проведенное в форме заочного голосования, по результатам которого составлен протокол N б/н.
Не согласившись с результатами проведенного общего собрания, 15.02.2017 года (вх. N 841/01-13-М) Муртузалиева Г.А., являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: " ... ", обратилась в Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору по вопросу проверки протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N " ... ", расположенному по " ... ", от 27.07.2015 года N б/н, для осуществления государственного жилищного надзора.
В силу части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с положением об Управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 года N 244-П, управление является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, за исключением объектов, указанных в ч. 3 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Ставропольского края, соответствием жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, а также за соблюдением жилищно-строительными кооперативами требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса РФ, за исключением последующего содержания многоквартирных домов, и статьи 123 Жилищного кодекса РФ; а также лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Ставропольского края.
На основании поступившего в адрес управления обращения Муртузалиевой Г.А. 02.03.2017 года должностным лицом управления было подготовлено и направлено распоряжение N 759 о проведении внеплановой документарной проверки, целью которой являлось исполнение требований и норм Жилищного кодекса РФ при организации и проведении общего собрания собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме по выбору в качестве управляющей организации ООО УО "Ваш уютный дом", оформленного протоколом общего собрания от 27.07.2015 года N б/н.\
Из материалов дела следует, что в связи с проведением внеплановой документарной проверки, срок рассмотрения обращения Муртузалиевой Г.А. от 15.02.2017 г. N 841/01-13-М был продлен до 14.04.2017 г., о чем в адрес Муртузалиевой Г.А. было направлено информационное письмо.
17.03.2017 года (вх. N 3236/01-14) в Управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору поступили документы из ООО УО "Ваш уютный дом" для проведения внеплановой документарной проверки по обращению Муртузалиевой Г.А.
В адрес управления не были представлены запрашиваемые документы, свидетельствующие о надлежащем уведомлении собственников помещений в многоквартирном доме N " ... ", расположенном по " ... " о проведении общего собрания, оформленного протоколом от 27.07.2015 года N б/н, а также решение общего собрания о способе уведомления (сообщения) собственников помещений о проведении общего собрания, путем размещения уведомления (сообщения) инициатора общего собрания о дате и месте проведении общего собрания в помещении данного дома.
В связи с чем, административный ответчик был лишен возможности осуществить проверку исполнения требований и норм действующего жилищного законодательства при организации и проведении общего собрания собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, в том числе порядка уведомления (сообщения) инициатором о проведении общего собрания собственников помещений в указанном выше многоквартирном доме, оформленного протоколом от 27.07.2015 года N б/н, на соответствие требованиям ч. 4 ст. 45 ЖК РФ.
Между тем, в ходе проведенной проверки было установлено, что голосование собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом общего собрания собственников от 27.07.2015 года N б/н является правомочным, в связи с наличием кворума.
Кроме того, административным ответчиком в ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
- в решениях собственников жилых помещений в многоквартирном доме (квартир N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ") указаны данные участников собрания, не являющихся на дату проведения собрания собственниками помещений, при этом в представленных документах отсутствовали доверенности, подтверждающие полномочия представителей действовать от имени собственников при проведении общего собрания;
- установлено несоответствие сведений о площади жилых помещений в многоквартирном доме (квартир N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... "), находящихся в собственности, указанных в решениях собственников и сведений, указанных в выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, полученных посредством СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия);
- в решениях собственников жилых помещений в многоквартирном доме (квартир N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... "), на дату проведения общего собрания указана общая площадь жилых помещений, вместе с тем, в данных помещениях оформлена общая долевая собственность. Подсчет кворума производился согласно доле в праве общей долевой собственности;
- протокол общего собрания от 25.01.2017 г. N 1-2017 не соответствует требованиям Приказа Минстроя России от 25.12.2015 г. N 937/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
По результатам рассмотрения обращения в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в пределах возложенных полномочий в соответствии с Положением об управлении, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18.06.2014 г. N 244-п "Об утверждении положения об управлении Ставропольского края по строительному и жилищному надзору", Муртузалиевой Г.А. направлен ответ от 07.04.2017 г. N 0113/3147 с разъяснениями по доводам, изложенным в обращении, а также о том, что согласно ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
В силу положений части 3 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что административный ответчик Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору в полном объеме исполнил обязанности, возложенные на него нормами действующего законодательства, по осуществлению государственного жилищного надзора на основании обращения, поступившего от административного истца Муртузалиевой Г.А. В связи с чем, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.
По доводам апелляционной жалобы о признании незаконным действия Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, выразившегося в определении соответствующим ст. 39 ЖК РФ установления дополнительной строки в платежном документе за текущий ремонт в размере 2 руб. с кв.м., решение суда отмене не подлежит, поскольку эти доводы являлись предметом исследования суда, суждение по ним имеется в решении и, с точки зрения Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда, является правильным. Позиция административного истца основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, и не может явиться основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу обжалуемого судебного решения, все они судом проверялись, им дана надлежащая судебная оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении, с такой оценкой судебная коллегия согласна.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия по административным делам руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ,
определила:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 31 августа 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.