Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Венедиктовой Е.А.
судей
Барминой Е.А.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Жиденко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 декабря 2017 года апелляционную жалобу Васильева Д. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 сентября 2017 года по гражданскому делу N 2-3276/2017 по иску Васильева Д. Н. к ГУ МВЛ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании статуса "Ветерана боевых действий", признании незаконным и отмене решения комиссии от 24 апреля 2014 года, оформленного протоколом N 13, о признании неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятия с учета удостоверения ветерана боевых действий, выданного на имя Васильева Д.Н.
Заслушав доклад судьи Венедиктовой Е.А., объяснения истца Васильева Д.Н. и его представителя Зубаировой Д.Т., представителя ответчика Бойцовой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Васильев Д.Н. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по СПб и ЛО, в котором просил признать за ним статус "Ветерана боевых действий", признать незаконным и отменить решения комиссии от 24.04.2014, оформленного протоколом N13, о признании неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятию с учета, удостоверение ветерана боевых действий, выданного на имя Васильева Д.Н.
В обоснование исковых требований истец указывал, что он является ветераном боевых действий, 28.02.2005 ответчиком ему было выдано удостоверение серии РМ N ... на основании мотивированного заключения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 03.02.2005. С 26.08.2014 истцу назначена пенсия за выслугу лет, с 01.12.2016 установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. 24.04.2014 на заседании комиссии ГУ МВД России по СПб и ЛО по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, согласно протокола N13 принято решение признать неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятию с учета удостоверение ветерана боевых действий, серия РМ N ... на имя Васильева Д.Н.
Истец полагал, что указанное решение Комиссии является незаконным, поскольку принято не уполномоченным органом, в силу того, что нормативными актами не предусмотрен порядок аннулирования удостоверения Ветерана боевых действий и не определен орган, наделенный полномочиями по принятию таких решений, все правовые основания для выдачи ему удостоверения Ветерана боевых действий в 2005 году имелись, поскольку в соответствии с приказом ГУВД СПб и ЛО N 988 от 15.11.1996, а также справкой, выданной начальником Группы оперативного управления силами ОВД на административной границе Чеченской Республики (ГОУ, Кизляр), в период с 19.11.1996 по 19.01.1997 истец был командирован в составе сводного отряда ГУВД СПб и ЛО в г. Кизляр Республики Дагестан, находился в служебной командировке в зоне вооруженного конфликта, нес службу на административной границе с Чеченской Республикой, непосредственно участвовал в боевых действиях, выполнял задачи по разоружению вооруженных формирований и восстановлению конституционного строя.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 12.09.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с постановленным судебным актом, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела, 28.02.2005 на основании мотивированного заключения комиссии ГУВД по СПб и ЛО от 03.02.2005 истцу было выдано удостоверение ветерана боевых действий серии РМ N ...
Решением комиссии ГУ МВД России по СПб и ЛО по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от 24.04.2014, оформленного протоколом N13, признано неправомерно выданным, аннулированным и подлежащим снятию с учета удостоверение ветерана боевых действий серии РМN ..., выданное на имя Васильева Д.Н. 28.02.2005, в связи с тем, что его нахождение в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации с декабря 1994 по декабрь 1996 года не было документально подтверждено.
В соответствии с приказом ГУВД по СПб и ЛО N 988 от 15.11.1996 истец был командирован сроком на 60 суток с 19.11.1996 по 18.01.1997 в составе сводного отряда ГУВД по СПб и ЛО в г. Кизляр Республики Дагестан для несения службы на КПП, КПМ и опорных пунктах вдоль административной границы Чеченской Республики, обеспечения охраны общественного порядка и безопасности.
Согласно справке начальника ГОУ МВД (г. Кизляр) в период с 19.11.1996 по 18.01.1997 истец находился в служебной командировке в составе одного из подразделений оперативного управления силами органов внутренних дел на административной границе Чеченской Республики при Координационном Центре.
Истцом не оспаривалось то обстоятельство, что в Чеченской Республике он в указанной период не находился, какими-либо приказами туда не направлялся.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, установилих достаточно полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую правовую оценку по правилам, предусмотренным положениями ст. 67 ГПК РФ, и постановилрешение в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, на которые обоснованно сослался в решении, с соблюдением норм процессуального права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд исходил из того, что доказательств, подтверждающих выполнение Васильевым Д.Н. боевых задач на территории Чеченской Республики, представлено не было, в связи с чем, пришел к верному выводу о том, что решение комиссии ГУ МВД России по СПб и ЛО от 24.04.2014, которым выдача Васильеву Д.Н. удостоверения ветерана боевых действий была признана неправомерной, удостоверение ветерана боевых действий аннулировано и снято с учета, является законным, при этом учитывая, что законодательством не установлено запрета на принятие такого решения, которое направлено на устранение нарушения, допущенного при принятии решения от 03.02.2005.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере согласуются с материалами дела, приведенными в обжалуемом решении нормами права, и по существу в апелляционной жалобы не опровергнуты.
Из содержания пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону "Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации" усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Из представленных сторонами доказательств следует, что Васильев Д.Н. в период с 19.11.1996 по 18.01.1997 был командирован в составе одного из подразделений оперативного управления силами органов внутренних дел на административной границе Чеченской Республике при координационном центре.
Факт выполнения Васильевым Д.Н. в указанный период задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения подтверждается соответствующими Справками и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", была отнесена лишь территория Чеченской Республики.
Предоставленное п. 2 этого же Постановления силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2001 N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел РФ на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
В соответствии с названным Постановлением к участию в контртеррористической операции приравнивается: прохождение службы в дислоцированных на постоянной основе на территории Чеченской Республики воинских частях, учреждениях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, учреждениях, органах и подразделениях уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики); прикомандирование в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; направление в Чеченскую Республику в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов (в том числе для выполнения задач по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики); участие в контртеррористических операциях и обеспечение правопорядка и общественной безопасности на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, воинских формирований, подразделений, групп и органов по перечням, определяемым федеральными органами исполнительной власти.
Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Тем самым непосредственное участие в выполнении задач в районах, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.
Осуществление Васильевым Д.Н. в период с 19.11.1996 по 18.01.1997 задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан на территории г. Кизляр Республики Дагестан, не является основанием для вывода о выполнении истцом боевых задач и участии в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики и прилегающих территориях.
Доводам апелляционной жалобы, аналогичным в суде первой инстанции о том, что территория, на которой истец находился в спорный период, была отнесена к зоне боевых действий со ссылкой на приказ МВД N 360 от 04.06.1996, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для не согласия с которой судебная коллегия не усматривает.
П. 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.1995 N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" предусмотрено право Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации с учетом предложений других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, относить совместными решениями к зоне, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.
Реализация права на отнесение местности, в которой истец проходил службу в спорный период, к зоне боевых действий поставлена в зависимость от совместного решения указанных выше органов по данному вопросу, приказом МВД России не могла быть отнесена какая-либо конкретная территория к зоне боевых действий.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания за Васильевым Д.Н. статуса ветерана боевых действий не имелось, а решение комиссии от 24.04.2014, оформленное протоколом N 13 является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у комиссии ответчика по принятию решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий основаны на неверном толковании норм права, регулирующего спорные правоотношения, поскольку законом не предусмотрен запрет на рассмотрения указанных вопросов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.