Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В. при секретаре Борниковой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Полянского Максима Сергеевича на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 октября 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ в отношении Полянского Максима Сергеевича,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 20 октября 2017 года, Полянский М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде обязательных работ сроком на 30 часов.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, Полянский М.С. считает постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области незаконным, просит его отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения Полянского М.С. и его защитника адвоката Жумабаева С.К., поддержавших доводы жалобы, прихожу к следующему.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"( далее по тексту ФЗN54).
В соответствии со статьей 3 ФЗ N 54 от 19 июня 2004 года одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона иных законодательных актов Российской Федерации.
Указанным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Согласно статье 2 ФЗ N54 публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1); шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом N 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункт 2 части 4 статьи 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Из материалов дела усматривается, что Полянский М.С., являясь руководителем штаба ФИО 07 октября 2017 года в период времени с 13.00 часов до 15.20 часов, в группе лиц, объединенных одной целью, состоящей из 25 человек, используя флаги с символикой Российской Федерации, организовал и добровольно участвовал в проведении публичного мероприятия в виде шествия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении такого мероприятия, по заранее определенному маршруту по проспекту Ленина в г. Орске от д. 93 до д. N1 и в обратном направлении, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно политического характера, а именно требовали освободить ФИО. При этом Полянский М.С. выкрикивал и скандировал лозунги, информируя о целях данного шествия, тем самым выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
Таким образом, Полянский М.С. осуществил организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Обстоятельства совершения Полянским М.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 октября 2017 года с указанием, в том числе, на событие административного правонарушения при изложенных выше обстоятельствах; ответом с администрации г. Орска Оренбургской области от 09 октября 2017 года, из которого следует, что в администрацию г. Орска уведомлений о проведении шествия 07.10.2017 года в поддержку ФИО не поступало; рапортом начальника ОООП и ИАЗ МУ МВД России "Орское" из которого следует, что 07 октября 2017 года по пр. Ленина, пр. Мира, ул. Станиславского в г. Орске в период времени с 13.45 до 15.20 проходило шествие под руководством Полянского М.С. в поддержку ФИО, количество участников 25 человек; объяснениями ФИО1., ФИО2, ФИО3. и других лиц, которые подтвердили факт проведения шествия; актом осмотра интернет старницы, имеющей наименование "ФИО17" на которой отражена информация о проведении шествия 07.10.2017г; объяснениями Полянского М.С., который не оспаривал, что подавал уведомление на проведение митинга, а не шествия и ему было отказано в проведении и другими доказательствами, исследованными судом.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда правильно установилфактические обстоятельства дела и обоснованно пришел к выводу о доказанности вины Полянского М.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Согласно материалам дела Полянским М.С. не были выполнены требования Федерального закона в части проведения публичного мероприятия только после согласования с органом местного самоуправления места и времени проведения публичного мероприятия в виде шествия, в связи с чем его действия были правильно квалифицированы по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы, касающиеся того, что Полянский М.С. уведомил 02 октября 2017 года администрацию г. Орска о проведении публичного мероприятия не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона N 54, нормы которого также продублированы в законе Оренбургской области " О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия на территории Оренбургской области" от 26 декабря 2008 года в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Как следует из материалов дела в администрацию г. Орска 02 октября 2017 года поступило уведомление о проведении 07.10.2017г. с 18 часов до 21.00 часа пикетирования в поддержку требования допустить ФИО до участия в выборах Президента РФ и против вмешательства органов власти в его законную деятельность. В уведомлении было определено место его проведения пл. Комсомольская, рядом с пр. Ленина 27 напротив памятника Ленина В.И.
В тот же день администрацией г. Орска было отказано в проведении указанного мероприятия в определенном в уведомлении месте и разъяснена возможность проведения запланированного публичного мероприятия в любом специально отведенном месте на территории г. Орска, утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области. Указанный факт не оспаривался и самим Полянским М.С. в судебном заседании.
Однако, вопреки доводам жалобы Полянским М.С. как организатором публичного мероприятия 07 октября 2017 года было проведено иное мероприятие, чем было указано в уведомлении, в другое время и в ином месте. На проведение шествия 07.10.2017 года в период времени с 13.00 часов до 15 часов 20 минут по марштруту по пр. Ленина г. Орска уведомление Полянским М.С. подано не было. Таким образом, не могут быть приняты во внимание его доводы о том, что он уведомил администрацию о проведении публичного мероприятии проведенного 07.10.2017 года, в связи с чем его действия правильно квалфиицированы по ч. 2 ст.20.2 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 г. N 12-П, процедура предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия имеет целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на мирное проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, а также позволяющих органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод, как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих.
Таким образом, не уведомление Полянского М.С., являющегося организатором публичного мероприятия о проведении шествия 07 октября 2017 года привело к тому, что органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишились реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
При этом, установление на законодательном уровне обязанности организатора публичного мероприятия заблаговременно подать уведомление о его проведении в уполномоченный орган публичной власти не может рассматриваться как отступление от конституционных основ права на свободу мирных собраний, вопреки доводам жалобы - напротив, оно направлено на обеспечение в процессе реализации данного права баланса частных и публичных интересов.
Доводы Полянского М.С. о том, что публичное мероприятие разрешено проводить во всех местах города и для этого не требуется уведомление, если количество человек не превышает допустимое число нельзя признать обоснованными.
Частью 1 ст. 8 Закона N 54-ФЗ определено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (ч. 1.1 ст. 8 Закона N 54-ФЗ).
В силу ч. 2.1 ст. 8 Закона N 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 1.1 данной статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 14 января 2013 года N 14-п "Об утверждении перечня специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера" в г. Орске такие места определены: Старый город, площадь им. Б. Хмельницкого, просп. Никельщиков, территория в районе здания Дома культуры "Металлургов"; просп. Мира, площадь в районе фонтана, территория напротив здания гостиницы "Урал".
Из материалов дела следует, что 07 октября 2017 года проводилось шествие по проспекту Ленина в г. Орске от д. 93 до д. 1 и в обратном направлении, то есть вне специальных отведенных мест, таким образом на проведение данного публичного мероприятия вопреки доводам Полянского М.С. требовалось направить уведомление в органы власти.
Доводы жалобы о том, что уведомление о проведении публичного мероприятия не требовалось, ввиду того, что собирались мирно, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм Закона N 54-ФЗ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Выводы судьи о виновности Полянского М.С. в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Его действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем доводы жалобы о неправильной квалификации действий Полянского М.С. не подлежат удовлетоврению.
Иных доводов заявителя, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, настоящая жалоба не содержит.
Постановление о привлечении Полянского М.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судьей допущено не было.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состаявшегося по делу постановления, не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 20 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Полянского Максима Сергеевича оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.