Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н., судей Малкова А.И., Никитиной А.И., при секретаре Мишустиной Н.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального учреждения Управление образования администрации МО "Ташлинский район" Оренбургской области", Министерства образования Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Фроловой Аллы Вячеславовны, Лукомской Марины Александровны, Воеводиной Людмилы Александровны, Балиной Галины Викторовны, к муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования "Ташлинский район" Оренбургской области о признании права на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения и понуждении к постановке на персонифицированный учет, по исковому заявлению Кулемина Андрея Александровича к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Ташлинская детско-юношеская спортивная школа", к муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования "Ташлинский район" Оренбургской области о возложении обязанности направить заявление о постановке на персонифицированный учет в орган местного самоуправления, признании права на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения и понуждении к постановке на персонифицированный учет,
установила:
Фролова А.В обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, и имеет право на получение компенсации по оплате жилого помещения, отопления и освещения. С целью получения такой компенсации по месту своей работы МБУ ДО "Ташлинский ЦДОД" она подала руководителю соответствующее заявление и документы для постановки на персонифицированный учет. Документы были представлены руководителем в орган, осуществляющий управление в сфере образования. Однако ответчиком было принято решение об отказе в постановке ее на такой учет ввиду отсутствия у нее жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма. Поскольку полагает отказ незаконным, просила признать за ней право на получение компенсации понесенных ею расходов на отопление, освещение и оплату за наем жилого помещения по адресу: (адрес), признать незаконными действия муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования "Ташлинский район" Оренбургской области, возложить на ответчика обязанность поставить ее на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося правом на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
С аналогичным иском в суд обратились Лукомская М.А., Воеводина Л.А., Балина Г.В., Кулемин А.А.
Кулемин А.А, уточнив требования, дополнительно просил обязать директора МБУДО "Ташлинская ДЮСШ" направить поступившие от него заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с приложенными документами вместе со списком в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Определением судьи Ташлинского районного суда Оренбургской области от 04 июля 2017 года указанные выше исковые заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определение судьи от 04 июля 2017г к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика привлечено МО "Ташлинский район"
Решением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2017 года исковые требования Фроловой Аллы Вячеславовны, Лукомской Марины Александровны, Воеводиной Людмилы Александровны, Балиной Галины Викторовны удовлетворены, Кулемина Андрея Александровича удовлетворены частично.
Признано за Фроловой Аллой Вячеславовной, Лукомской Мариной Александровной, Воеводиной Людмилой Александровной, Балиной Галиной Викторовной, Кулеминым Андреем Александровичем право, как педагогических работников, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения.
Признаны незаконными приказы МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области N 226 от 16 июня 2017 года, N 299 от 11 августа 2017 года, N 295 от 11 августа 2017 года, N 296 от 11 августа 2017 года в постановке, соответственно, Фроловой А.В., Лукомской М.А., Воеводиной Л.А. и Балиной Г.В. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложена на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанность поставить Фролову Аллу Вячеславовну, Лукомскую Марину Александровну, Воеводину Людмилу Александровну, Балину Галину Викторовну, Кулемина Андрея Александровича на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кулемина Андрея Александровича отказано.
Определением Ташлинского районного суда Оренбургской области от 29 сентября 2017 года исправлена описка в указанном решении суда, в котором определено читать в резолютивной части решения о признании незаконными приказов МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области N 226 от 16 июня 2017 года, N 299 от 11 августа 2017 года, N 295 от 11 августа 2017 года, N 296 от 11 августа 2017 года об отказе в постановке, соответственно, Фроловой А.В., Лукомской М.А., Воеводиной Л.А. и Балиной Г.В. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
На решение суда муниципальным учреждением Управления образования администрации МО "Ташлинский район" Оренбургской области", Министерством образования Оренбургской области поданы апелляционные жалобы с просьбой отметить его как незаконное и необоснованное.
В суд апелляционной инстанции не явились стороны, представитель третьего лица, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены.
Заслушав доклад судьи Ярыгиной Е.Н., пояснения представителя истцов- Жукова А.М, обозрев материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы Воеводина Л.А., Балина Г.В, Лукомская М.А. работают в сельской местности ((адрес)) воспитателями в детском саду " Дарование" ( МАДОУ ДС "Дарование), Фролова А.В работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в учреждении дополнительного образования для детей"Ташлинский районный Центр дополнительного образования для детей" Оренбургской области" (МБУДО "Ташлинский ЦДОД"), Кулемин А.А. работает по совместительству тренером в Ташлинской детско-юношеской спортивной школе (МБУДО "Ташлинская ДЮСШ")
Все истцы в подтверждение своего постоянного проживания в сельской местности ((адрес)) представили договоры найма жилых помещений, заключенные с их собственниками- физическими лицами.
Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области N 226 от 16 июня 2017 года отказано в постановке Фроловой А.В. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих наличие недвижимого имущества в собственности заявителя.
Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области N 299 от 11 августа 2017 года отказано в постановке Лукомской М.А. на персонифицированный учет в связи с предоставлением недостоверной информации относительно технических характеристик занимаемого жилого помещения.
Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области N 295 от 11 августа 2017 года отказано в постановке Воеводиной Л.А. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих наличие недвижимого имущества в собственности заявителя и справки о неполучении льгот.
По этому же основанию приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области N 296 от 11 августа 2017 года отказано в постановке Балиной Г.В. на персонифицированный учет.
В соответствии с уведомлением директора МБУДО "Ташлинская ДЮСШ" от 28 июля 2017 года, Кулемину А.А. отказано в передаче заявления о постановке на персонифицированный учет в управление образования в связи с тем, что он трудоустроен по совместительству и рекомендовано обратиться с данным заявлением по основному месту работы.
Удовлетворяя требования Фроловой А.В, ВоеводинойЛ.А, Балиной Г.В, Лукомской М.А, суд, установив, что указанные истцы являются педагогическими работниками, проживающими в сельской местности, представившими все необходимые документы по месту своей работы, пришел к выводу, что они имеют право на получение компенсации на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Отказывая в удовлетворении иска Кулемину А.А, суд пришел к выводу, что ему как совместителю обоснованно отказано в принятии заявления о постановке на персонифицированный учет по месту работы в МБУДО "Ташлинская ДЮСШ", поскольку такое право имеет работник по основному месту работы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оснований для отмены решения суда по доводам жалоб не находит.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (статья 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в части 8 статьи 47 действующего с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского тина), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет регламентированы Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N 1834/378-1V-ОЗ "О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
Согласно статье 1 названного Закона компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со статьей 2 Закона (в ред. Закона Оренбургской области от 28.12.2016 N 219/55-VI-ОЗ) размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется исходя из следующих условий.
тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения;
размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником;
объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления);
объема потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.
При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер компенсации определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения.
Во исполнение положений Закона Оренбургской области N 1834/378-1V-ОЗ разработан Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 N 178-п, который определяет механизм выплаты такой компенсации.
Согласно п.3 указанного Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса РФ.
В силу п.5 Порядка персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию (далее - персонифицированный учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования.
Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет придти к выводу о том, что федеральный законодатель, имея своей целью создать условия для притока квалифицированных кадров в сельской местности, вместо натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, с учетом изменения экономической ситуации установилиной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при этом не определилэто право с основанием проживания педагогических работников в жилых помещениях (на праве собственности, по договору социального найма либо по договору коммерческого найма).
Субъектам РФ предоставлено право на законодательном уровне закрепить только размер, порядок и условия выплаты такой компенсации.
Отсутствие у истцов на праве собственности жилых помещений в сельской местности, где они работают по трудовому договору, исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего предоставление педагогическим работникам денежной компенсации, не должно ставить их в неравное, худшее положение с педагогическими работниками, имеющими на праве собственности жилое помещение, и получающими соответствующую компенсацию на оплату жилья, освещения и отопления.
С учетом изложенного доводы жалоб о том, что истцы не вправе претендовать на получение компенсации на оплату жилья, отопления и освещения, поскольку проживают в жилых помещениях по договору коммерческого найма, заключенному с физическими лицами, а компенсации подлежат расходы в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса РФ, не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Отклоняются судебной коллегией доводы жалоб о том, что истцами не предоставлен полный пакет документов для постановки на персонифицированный учет, поскольку указанные доводы опровергаются материалами дела.
В соответствии с пп.6,8 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 N 178-п, для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации (далее - образовательная организация):
а) заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода работы в образовательной организации;
б) копию паспорта;
в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи;
г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации;
д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших на пенсию, и копию пенсионного удостоверения;
е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации, для зачисления суммы компенсации.
Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка (далее - список), заверяет его подписью и печатью образовательной организации и в течение 10 дней со дня поступления документов от педагогических работников направляет список и поступившие документы в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования.
Как установлено из описи личных дел и документов в них для постановки на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, представленных руководителем МАДОУ ДС "Дарование" в адрес начальника управления образования от 01.08.2017 N 12, согласно утвержденному перечню, по Лукомской М.А. представлен весь пакет документов, у Балиной Г.В, Воеводиной Л.А в перечне документов зачеркнуты в наименовании справка государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству РФ. Однако в указанной описи нет записи работника отдела образования, принимающего документы, о том, что указанная справка не представлена. лд.188-196 том 1
Неполучение истцами Воеводиной Л.А, Балиной Г.В. льготы на компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения по другому основанию подтверждено справками филиала ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Ташлинском районе. Л.д.27,28 том N 2
Допрошенные в качестве свидетелей Приймак Т.Г., Серебрякова В.С, руководители учреждений, в которых осуществляют трудовую деятельность истцы, показали, что принимали от истцов весь пакет документов согласно установленному перечню, который был передан ими в управление образования без замечаний.
В деле имеются заявления от истцов Фроловой А.В, Воеводиной Л.А,Балиной Г.В, Лукомской М.А, адресованные руководителю по месту работы, о постановке на персонифицированный учет, в которых содержатся в приложении указания на документы, поименованные в п.6 Порядка, установленного Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 N 178-п. л.д.146, 177, 91, том 1.
При таких обстоятельствах, поскольку истцы предоставляли своему работодателю весь пакет документов, необходимый для подтверждения у них права на получения компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения в соответствии с действующим перечнем, а работниками управления образования при приеме документов в описи соответствующей записью не указано на их отсутствие, судебная коллегия соглашается с выводами суду о том, что истцами предоставлены все документы, необходимые для постановки на персонифицированный учет согласно установленному Порядку.
Отказ Лукомской М.А. в постановке на персонифицированный учет в связи с расхождением данных о технических характеристиках занимаемого ею жилого помещения не основан на законе, поскольку данное противоречие устранимо при изучении правоустанавливающих документов на жилое помещение, копии которых были ею представлены.
Доводы жалобы управления образования о том, что не были извещены о времени и месте судебного заседания Министерство образования Оренбургской области, Ташлинская детско-юношеская спортивная школа, МО "Ташлинский район" не влекут отмену постановленного судом решения, поскольку указанное обстоятельство не затрагивает права ответчика по делу. Вместе с тем, как видно из материалов дела, указанные лица направляли в адрес суда письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. Министерство образования согласно почтовому уведомлению извещалось о времени и месте судебного заседания заблаговременно 17 августа 2017г л.д.135а. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания доводилась до всех участников процесса путем размещения ее на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ссылка суда на утратившие силу нормативно- правовые акты не привела к принятию неправильного решения по делу, в связи с этим доводы жалобы в указанной части также подлежат отклонению.
Иные доводы жалобы не основаны на нормах материального закона, по существу сводятся к переоценке исследованных по делу доказательств, оснований для которых судебная коллегия не усматривает, а потому не влекут отмену решения суда.
Поскольку из содержания мотивировочной части решения суда следует, что в удовлетворении иска Кулемину А.А. в принятии по месту работы документов для постановки на персонифицированный учет отказано, с чем соглашается и судебная коллегия в виду того, что он работает педагогом по совместительству, а в силу п.6 указанного выше Порядка документы и заявление представляются работником по месту основной работы, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на признание за Кулеминым Андреем Александровичем права на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения, а также о возложении на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанности поставить Кулемина Андрея Александровича на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, т.к. документы в адрес ответчика для оценки его права на получение такой компенсации не предоставлялись.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального Кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от 22 августа 2017 года изменить в части исключения из резолютивной его части указание на признание за Кулеминым Андреем Александровичем права на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения, а также о возложении на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанности поставить Кулемина Андрея Александровича на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы муниципального учреждения Управление образования администрации МО "Ташлинский район" Оренбургской области", Министерства образования Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.