Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Донцовой Ю.И.,
судей областного суда Булгаковой М.В., Султанова Р.А.,
с участием прокурора Пасечник Е.И.,
при секретаре Борниковой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Соль-Илецкого района к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, Министерству строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
по апелляционной жалобе Министерства строительства жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области на решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 05 сентября 2017 года,
установила:
Прокурор Соль-Илецкого района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой района с привлечением инженера эколога проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления администрацией МО Соль-Илецкий городской округ. В ходе проведенной 16.05.2017 г. проверки установлено, что на территории Саратовского территориального отдела МО Соль-Илецкий городской округ в 500 м. северо- западнее с. Саратовка на земельном участке без твердого покрытия площадью 3200 кв.м., расположена несанкционированная свалка отходов, состоящая из спиленных веток, твердых коммунальных отходов, строительного мусора.
Просил суд обязать администрацию МО Соль-Илецкий городской округ и Министерство строительства, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Саратовского территориального отдела муниципального образования Соль-Илецкий городской округ в 500 м. северо- западнее с. Саратовка на земельном участке без твердого покрытия площадью 3200 кв.м., состоящую из твердых коммунальных отходов, полиэтилена, навоза, спиленных веток в течении месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решением суда исковые требования прокурора Соль-Илецкого района удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ и Министерство строительства жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории Саратовского территориального отдела муниципального образования Соль-Илецкий городской округ в 500 м. северо- западнее с. Саратовка на земельном участке без твердого покрытия площадью 3200 кв.м., состоящую из твердых коммунальных отходов, полиэтилена, навоза, спиленных веток в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области просит решение суда отменить, указав, что Минстрой области является ненадлежащим соответчиком по данному делу. Действующим законодательством осуществление деятельности по устранению (ликвидации) свалок (сбор, накопление и транспортировка мусора) не отнесено к полномочиям Минстроя.
Заслушав доклад судьи Донцовой Ю.И., объяснения представителя ответчика Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Борзых М.В., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы жалобы, представителя ответчика администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области Кудряшовой О.В., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Пасечник Е.И., возражавшей против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что на территории Саратовского территориального отдела в 500 м. северо-западнее с. Саратовка расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, на площади 3200 кв.м. без твердого покрытия, состоящая из навоза, КТО, полиэтилена, спиленных веток. На территории несанкционированной свалки визуально присутствуют следующие виды отходов: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов из полиэтилена загрязненные (код 3811000000 по ФККО- класс опасности не определен); отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 73111001724 по ФККО-4 класс опасности отхода); бой строительного кирпича (код 34321001205 по ФККО- 5 класс опасности отхода); бой бетонных изделий (код 34620001205 по ФККО- 4 класс опасности отхода); навоз крупнорогатого скота свежий (код 11211001334 по ФККО- 4 класс опасности отхода; навоз купного рогатого ската перепревший (код 11211002295 по ФККО- 5 класс опасности отхода); отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные (код 43411002295 по ФККО- 5 класс опасности отходов). Свалка представляет собой участок площадью 40х80 м., площадью 3200 кв.м. без твердого покрытия, расположена на землях муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, что подтверждается актом выездной проверки от 16.05.2017 г.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из положений ст. ст. 11, 51 ФЗ N 7 от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды", ст. 21, 22 ФЗ N 52 от 30.03.1999г. "О санитарном благополучии населения", ст.6, 13 ФЗ N89 "Об отходах производства и потребления", ст. 14 ФЗ 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления", в соответствии с которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность, участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, на Министерство строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области возложена обязанность, по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
И обосновано пришел к выводу о том, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.
Ссылка апеллянта на то, что он является ненадлежащим ответчиком, несостоятельна, объем полномочий в сфере обращения с отходами, не может быть сведен к формальному участию ответчика и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок, которые причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства ответчик обязан участвовать в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Доводы жалобы о том, что обжалуемое решение не обладает признаком исполнимости, подлежит отклонению, в данном случае ответчики вправе сами выбирать конкретные способы исполнения своих обязательств в предалах своих полномочий.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на выборочном, избирательном толковании норм материального права, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Соль-Илецкого районного суда Оренбургской области от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области-без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.