Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,
судей Раковского В.В., Трифоновой О.М.,
при секретаре Михалевой В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 августа 2017 года
по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах Утеповой Альбины Раисовны к администрации города Орска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на эти цели,
заслушав доклад судьи Синельниковой Л.В.,
установила:
Прокурор Октябрьского района города Орска, действуя в интересах Утеповой А.Р., обратился в суд с иском к администрации г.Орска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации, выделенных на эти цели. В обоснование иска указал, что Утепова А.Р. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем либо собственником жилого помещения, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем по договору найма специализированных жилых помещений органами исполнительной власти по месту жительства. Утепова А.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, однако жилым помещением не обеспечена.
Помощник прокурора Ленинского района города Орска Калимулин Р.Р., истец Утепова А.Р. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика администрации города Орска, третьих лиц Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации города Орска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суду был представлен письменный отзыв ответчика администрации города Орска, содержащий возражения относительно исковых требований.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 августа 2017 года исковые требования прокурора Ленинского района города Орска, действующего в интересах Утеповой А.Р. удовлетворены. Суд обязал администрацию город Орска предоставить Утеповой Альбине Раисовне, 29 октября 1997 года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области, выделенных на данные цели в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация города Орска Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об отказе в иске.
Изучив материалы дела, заслушав Утепову А.Р., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п. 3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18.03.2013 N 1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Утепова А.Р. родилась (дата), ее родителями являются ФИО6 и ФИО7
***
***
В соответствии с распоряжением администрации МО Адамовского района Оренбургской области от (дата) над Утеповой А.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО9
Согласно диплому о среднем профессиональном образовании государственного автономного профессионального образовательного учреждения "*** от (дата) Утепова А.Р. освоила образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошла государственную итоговую аттестацию по специальности ***.
В соответствии с постановлением администрации города Орска от (дата), приказом администрации г.Орска от (дата) Утепова А.Р. включена в список подлежащих обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с присвоением порядкового номера N.
По сведениям ГУП Оренбургской области "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" г.Орска, Управления Росреестра по Оренбургской области, Утепова А.Р. не имеет недвижимого имущества, находящегося у нее в собственности, либо по договору социального найма в пользовании.
При рассмотрении дела судом первой инстанции также установлено, что Утепова А.Р. членом семьи собственника жилого помещения по адресу (адрес) не является. Жилое помещение по адресу: (адрес), где в настоящее время проживает Утепова А.Р. со своим несовершеннолетним сыном ФИО10, является наемным жилым помещением, проживание в котором является временным.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции пришел к выводу, что Утепова А.Р. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, также не имеет в собственности жилого помещения. Кроме того, до 01 января 2013 года Утепова А.Р. не реализовала свое право на получение жилого помещения. Поэтому она в силу указанных положений закона имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом суд учел, что истцом соблюден установленный порядок обращения с заявлением о предоставлении жилого помещения.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Утеповой А.Р. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, суд обоснованно с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования по возложению на администрацию города Орска обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения.
Доводы жалобы на нарушение прав иных очередников, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении, и недостаточности денежных средств, не опровергают правильность выводов суда, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении судом порядка установления факта невозможности проживания истца в жилом помещении, в котором истец в настоящее время проживает, судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также не является собственником жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы учетного дела Утеповой А.Р. должны быть приобщены к материалам гражданского дела, выводы суда и законность принятого решения не опровергают, поскольку копии материалов учетного дела приобщены к материалам гражданского дела и исследованы судом.
Формирование органами местного самоуправления списков детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, вопреки доводам жалобы, не исключает право истца быть обеспеченным специализированным жилым помещением, в силу закона с момента достижения возраста 18 лет и окончания учебного заведения.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.