Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Фединой Е.В.,
судей областного суда Самохиной Л.М., Судак О.Н.,
при секретаре Ершовой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Асекеевского района Оренбургской области на решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Парыгиной Гузели Мухамбековны к администрации муниципального образования Асекеевский район Оренбургской области об обязании предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Фединой Е.В., судебная коллегия
установила:
Парыгина Г.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Асекеевский район Оренбургской области (далее- МО Асекеевский район) об обязании предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что имеет статус ребенка-сироты, поскольку ***. На основании решения жилищной комиссии администрации Заглядинского сельсовета от 14 ноября 2013 года N она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку у неё нет закрепленного жилья, она поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, окончила обучение в ГБПОУ "Уфимский механико-технологический колледж", достигла совершеннолетия, в связи с чем у неё возникло право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени такое жилое помещение ей не предоставлено.
Просила суд обязать администрацию МО Асекеевский район предоставить ей за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированное жилое помещение благоустроенное соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Парыгина Г.М. и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Оренбургской области, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Ахметова А.М., действующая на основании доверенности от 20 апреля 2017 года, в судебном заседании поддержала исковые требования истца Парыгиной Г.М. в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Асекеевский район Абрамова А.В., действующая на основании доверенности от 27 июня 2017 года, в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2017 года исковые требования Парыгиной Г.М. удовлетворены.
Суд постановил:обязать администрацию МО Асекеевский район предоставить Парыгиной Г.М. по договору найма специализированное жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств областного бюджета.
В апелляционной жалобе администрация МО Асекеевский район просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Парыгина Г.М., представитель администрации МО Асекеевский район, представитель Правительства Оренбургской области не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На основании части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи такого нанимателя либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3). В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Парыгина Г.М. (до заключения брака - ***) является лицом из числа детей-сирот.
Решением жилищной комиссии администрации Заглядинского сельсовета Асекеевского района Оренбургской области N10 от 14 ноября 2013 года истец принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Парыгина Г.М. жилой площади не имеет.
Удовлетворяя исковые требования Парыгиной Г.М., суд первой инстанции, установив, что последняя до настоящего времени не обеспечена жильем, пришел к правильному выводу о том, что она имеет право на гарантируемую государством дополнительную социальную поддержку в виде предоставления ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Ввиду отсутствия оснований для лишения Парыгиной Г.М. гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, суд обоснованно, с учетом осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, удовлетворил исковые требования Парыгиной Г.М. о возложении на администрацию МО Асекеевский район обязанности предоставить ей благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия считает выводы суда мотивированными, не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, регулирующего вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы жалобы об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которая не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что обеспечение граждан жилыми помещениями должно осуществляться с соблюдением очерёдности в соответствии с имеющимся Списком, не является основанием для отмены решения суда, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа истцу в предоставлении жилого помещения.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает. При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить поводом к отмене вынесенного решения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 25 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Асекеевский район Оренбургской области- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.