Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Акчуриной Г.Ж., судей Ярыгиной Е.Н., Раковского В.В., при секретаре Плешивцевой К.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фирсовой Тамары Борисовны на решение Гайского городского суда Оренбургской области от 30 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Гайского межрайонного прокурора, действующего в в интересах Фирсовой Тамары Борисовны, к Министерству здравоохранения Оренбургской области, государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения" Оренбургской области, филиалу государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в Гайском районе, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "городская больница" г. Гая об организации доставки больного транспортом до места проведения гемодиализа,
установила:
Гайский межрайонный прокурор, действующий в интересах Фирсовой Т.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование иска указал, что Фирсова Т.Б. является ***, с заболеванием *** и нуждается в проведении процедуры гемодиализа по 5 часов 3 раза в неделю. Данная процедура является для нее жизненно необходимой (пожизненной). Вместе с тем, что на территории г. Гая медицинской услуги по проведению терапии методом гемодиализа не оказывается, Фирсова Т.Б. вынуждена добираться общественным транспортом в Центр амбулаторного гемодиализа В.Вraun, расположенный в г. Орске ул. Станиславского, 50 "Г". Специфика заболевания больных хронической почечной недостаточностью и сама процедура гемодиализа обусловлены необходимостью доставления граждан к месту проведения гемодиализа. Данная медицинская помощь является специализированной, а доставление больных с указанным заболеванием является частью мероприятий по оказанию этой помощи. Транспортировка граждан к месту проведения гемодиализа и обратно ни медицинским учреждением, ни исполнительным органом государственной власти Оренбургской области не осуществляется. Кроме того, оплата проезда к месту проведения гемодиализа в размере 1 350 рублей за 2017 год Фирсовой Т.Б. филиалом ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Гайском районе не возмещена.
Просил обязать ГБУЗ "Городская больница" г. Гая организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Фирсову Т.Б. от места её жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно по графику гемодиализа; обязать Министерство здравоохранения Оренбургской области производить ГБУЗ "Городская больница" г. Гая расходы по транспортировке Фирсовой Т.Б. от места её жительства к месту проведения терапии методом гемодиализа и обратно по графику гемодиализа; обязать филиал ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Гайском районе возместить Фирсовой Т.Б. оплату проезда к месту проведения гемодиализа в размере 1 350 рублей, произведенную в 2017 году.
Решением Гайского городского суда Оренбургской области от 30 августа 2017 года в удовлетворении иска Гайскому межрайонному прокурору к Министерству здравоохранения Оренбургской области, государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки населения" Оренбургской области, филиалу государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в Гайском районе, государственному бюджетному учреждению здравоохранения "городская больница" г. Гая об организации доставки больного транспортом до места проведения гемодиализа и возмещении расходов отказано.
Определением судебной коллегии Оренбургского областного суда от 29 ноября 2017 года от прокурора принят отказ от апелляционного представления.
В апелляционной жалобе Фирсова Т.Б., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Фирсова Т.Б., представители ГКУ "Центр социальной поддержки населения" Оренбургской области, филиала ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Гайском районе, ГБУЗ "Городская больница" г. Гая не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От истца Фирсовой Т.Б, ГБУЗ "Городская больница" г.Гая поступили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Ярыгиной Е.Н., прокурора Трофимова А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкина Т.А., просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фирсова Т.Б. является ***, страдающим хронической ***, которой по жизненным показаниям необходим гемодиализ три раза в неделю.
Фирсова Т.Б. проживает в (адрес), где отсутствует лечебное учреждение, в условиях которого возможно получение терапии методом гемодиализа.
Ближайшим к месту жительства истца городом, где оказывается данная терапия больным с хронической почечной недостаточностью, является город Орск.
Из сообщения Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 17.01.2017г, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 102 за период с 26 июня 2017 по 25 июня 2022 года, выданного ИП ФИО2, следует, что по маршруту "Гай- Орск-Гай" осуществляются регулярные перевозки транспортом общего пользования.
Установив, что истец получает плановое амбулаторное лечение не по месту жительства, а между г.Гаем и Орском, где расположена медицинская организация, осуществляются регулярные перевозки транспортном общего пользования, суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку из бюджета области больным возмещаются расходы, связанные с проездом к месту проведения гемодиализа и обратно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных по делу обстоятельствах, доказательствам дана надлежащая оценка, к правоотношениям сторон правильно применен материальный закон.
Согласно части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов находятся в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты, а не здравоохранения.
Законодателем установлен исчерпывающий перечень случаев, предполагающих транспортировку в целях оказания медицинской помощи (статьи 35, 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Так, согласно чч.1, 4 статьи 35 Закона от 21 ноября 2011г N 323-ФЗ скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
В соответствии с п.5 частью 3 статьи 80 указанного выше Закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту.
Федеральная и территориальная программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусматривают предоставление бесплатных транспортных услуг только в отношении пациентов, находящихся на лечении в стационарных условиях, при необходимости их перевозки.
Пациенты, страдающие хронической почечной недостаточностью, получают плановое амбулаторное лечение, на стационарном лечении не находятся.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 5 мая 2011 года N 296-п "О социальной поддержке граждан, страдающих хронической почечной недостаточностью" утвержден порядок возмещения гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью, расходов на проезд к месту получения программного гемодиализа в медицинских организациях, расположенных на территории Оренбургской области вне населенного пункта проживания гражданина, и обратно согласно приложению.
В п. 2 Приложением N 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 5 мая 2011 года N 296-п, указано, что возмещению подлежат фактически понесенные расходы на оплату проезда на транспорте общего пользования (кроме легкового такси) междугородного и пригородного сообщения к месту проведения гемодиализа и обратно, подтвержденные проездными документами. При отсутствии маршрута регулярных перевозок транспортом общего пользования на отдельных участках пути следования от населенного пункта проживания гражданина до населенного пункта, где расположена медицинская организация, и обратно возмещению подлежат фактически понесенные расходы на оплату проезда на легковом такси к месту проведения гемодиализа и обратно, подтвержденные проездными документами, оформленными в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. В случае невозможности прибытия гражданина на транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок к установленному времени проведения гемодиализа, возмещению подлежат фактически понесенные расходы на оплату проезда на легковом такси, подтвержденные проездными документами, оформленными в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, справкой о времени получения лечения.
В силу п. 4 вышеуказанного Положения возмещение расходов на проезд осуществляется ежемесячно на основании обращения (в письменном или электронном виде) гражданина, имеющего право на указанную меру социальной поддержки, путем перечисления денежных средств на его счет, открытый в кредитной организации. Заявление подается гражданином либо его законным представителем непосредственно в филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что поскольку в Оренбургской области обеспечение прохождения гражданами, страдающими хронической почечной недостаточностью, терапии гемодиализа, осуществляется путем возмещения им расходов по оплате проезда на территории области к месту получения программного гемодиализа и обратно в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 5 мая 2011 года N 296-п, оснований для возложения обязанностей на ГБУЗ "Городская больница" г. Гая и Министерство здравоохранения Оренбургской области по непосредственной доставке Фирсовой Т.Б. к месту проведения гемодиализа и обратно, обязании произвести расходы по такой транспортировке не имеется.
Довод жалобы о том, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является неотъемлемой частью оказываемой специализированной медицинской услуги, не может быть принят во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения, поскольку не указывает на обязанность ответчиков организовать транспортировку такого больного.
Субъектом РФ- Оренбургской областью предусмотрено возмещение расходов на проезд больным с хронической почечной недостаточностью через филиалы ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" по месту их жительства.
С учетом наличия маршрута регулярных перевозок транспортном общего пользования между городами суд обоснованно отказал истцу в возмещении расходов на проезд легковым такси исходя из фактически понесенных им затрат в сумме 1 350 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку, как видно из уведомлений филиала КГУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Гайском районе, истцу произведено возмещение расходов на проезд в легковом такси 28.01, 31.01., 04.02, 07.02, 25.03.2017 года исходя из стоимости проезда в общественном и на индивидуальном легковом транспорте на сумму 218 рублей за каждую поездку. л.д.10,12,13,34
Доказательств невозможности прибытия истца на транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок к установленному времени проведения гемодиализа в обоснование доводов о возмещении расходов на легковом такси материалы дела не содержат.
Доводы жалобы выводов суда не опровергают, по существу выражают субъективную оценку, связанную с трудностями в пользовании больным, получающим терапию гемодиализа, транспортном общего использования, что не является основанием к отмене постановленного решения.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Поскольку жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о нарушении судом закона, влекущих безусловную отмену или изменение обжалуемого решения, в ее удовлетворении судебная коллегия отказывает.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гайского городского суда Оренбургской области от 30 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фирсовой Тамары Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.