Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Васякина А.В., Трифоновой О.М,
при секретаре Зубковой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Орска в интересах Кантышевой И.А. к администрации г.Орска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
по апелляционной жалобе администрации города Орска на решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 августа 2017 года,
установила:
Прокурор Октябрьского района г.Орска, действующий в интересах Кантышевой И.А., (дата) года рождения, обратился в суд с иском, указав, что Кантышева И.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилье и включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, в настоящее время закрепленного жилья или жилья в собственности не имеет. В связи с тем, что до настоящего времени истец не обеспечена благоустроенным жилым помещением, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования "город Орск" предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 21 августа 2017 года требования прокурора удовлетворены, суд обязал администрацию г. Орска Оренбургской области предоставить Кантышевой И.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением не согласился ответчик Администрация города Орска Оренбургской области, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение.
Представитель ответчика, третьего лица по делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились в суд апелляционной инстанции.
С учетом изложенного и в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения прокурора Христич Т.В, возражавшей против апелляционной жалобы, полагавшую решение суда законным и обоснованным, Кантышевой И.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений прокурора, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены судебного акта.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 ч.1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области".
В силу п.3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-ОЗ).
В силу положений абз. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-ОЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года N1991/579-V-ОЗ) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Кантышева И.А., (дата) года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения последней совершеннолетия её мать К.О.И. решением Октябрьского районного суда г. Орска от 06 мая 2010 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. Сведения об отце истца внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка.
Кантышевой И.А. на основании распоряжения администрации г. Орска от 17 апреля 2011 года установлена опека, опекуном назначена С.Н.В.
26 июня 2017 года Кантышева И.А. закончила получение профессионального образования в *** по специальности ***.
По сведениям ГУП Оренбургской области "ОЦИОН" г.Орска, Управления Росреестра по Оренбургской области недвижимое имущество в собственности Кантышевой И.А. отсутствует.
На основании постановления администрации г. Орска от 14 октября 2016года и приказом администрации г. Орска от 27 октября 2016 года Кантышева И.А. признана нуждающейся в жилом помещении с включением в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Кантышева И.А. зарегистрирована по месту жительства в муниципальном жилом помещении по (адрес) площадью *** кв.м., где кроме нее зарегистрированы еще 8 человек, в связи с чем решением управления образования администрации г. Орска от 4.10.2016 года установлен факт невозможности проживания истца в данном жилом помещении при обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы.
Фактическое место жительства истца в (адрес) является временным жильем.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Кантышева И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, включена в список сирот, подлежащих обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, закончила образование, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных помещений за счет средств субъекта РФ - Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон. Решение в части установления срока исполнения не обжалуется, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для проверки его в этой части.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда не должно предоставлять истцу Кантышевой И.А. преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, и чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; предоставление субвенций органам местного самоуправления в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий год, о необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.
Доводы о несоблюдении порядка предоставления жилья опровергаются материалами дела, в которых имеются все необходимые решения органа местного самоуправления по заявлению Кантышевой И.А. о включении её в список сирот для предоставления жилья.
В связи с вышеизложенным у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению Кантышевой И.А. специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств невозможности проживания истца по адресу: (адрес) не имеют правового значения, поскольку в материалах дела имеется решение управления образования г. Орска о невозможности проживания истца по адресу (адрес) по месту её регистрации. Сведений о том, что Кантышева И.А. имеет право на какое -либо жилое помещение в (адрес) ответчиком в суд не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Орска Оренбургской области от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.