Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К.,
судей Ярыгиной Е.Н., Султанова Р.А.,
при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кушманбетова Э.А. к публичному акционерному обществу "Т Плюс", обществу с ограниченной ответственностью "Сервисный центр содержания и обслуживания жилья" о признании незаконными действий по предоставлению горячего водоснабжения с нарушением температурного режима, устранении нарушений, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Кушманбетова Э.А. на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 27 сентября 2017 года,
установила:
Кушманбетов Э.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 14 июня 2017 года по его обращению по поводу предоставления ему в жилое помещение услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества ГЖИ по Оренбургской области проведена внеплановая проверка соблюдения ответчиками требований законодательства по содержанию жилищного фонда в многоквартирном жилом доме по (адрес). По результатам проверки 15 июня 2017 года ресурсоснабжающей организации ПАО "Т плюс" выдано предписание об устранении нарушений качества предоставляемой коммунальной услуги- горячее водоснабжение в соответствии с установленным нормативными актами температурным режимом. До настоящего времени нарушения не были устранены, актами повторных проверок от 17 июля, 05 сентября 2017 года подтверждено бездействие ответчиков в части обеспечения соответствия температуры поставляемой горячей воды.
Поскольку некачественной услугой горячего водоснабжения нарушены его права потребителя, как собственника помещения в многоквартирном жилом доме на получение коммунальных услуг надлежащего качества, просил признать действия (бездействие) ответчиков в части предоставления коммунальной услуги- горячее водоснабжение с нарушением температурного режима, обязать ПАО "Т Плюс", ООО "Сервис-Центр СОЖ" обеспечить соответствие температуры поставляемой в квартиру по (адрес) горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании- обеспечить температуру горячей воды в местах водозабора не ниже 60°С; взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска от 27 сентября 2017 года исковые требования к публичному акционерному обществу "Т Плюс" удовлетворены.
Суд решил:обязать публичное акционерное общество "Т Плюс" обеспечить соответствие температуры поставляемой в квартиру по (адрес) горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (обеспечить температуру горячей воды в местах водозабора не ниже 60°С).
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу Кушманбетова Э.А. компенсацию морального вреда в размере 500 руб. (пятьсот рублей).
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" государственную пошлину в доход муниципального образования "город Орск" в размере 300 руб. (триста рублей).
В удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисный центр содержания и обслуживания жилья" отказано.
В апелляционной жалобе Кушманбетов Э.А. не согласен с решением суда в части неразрешения судом вопроса о взыскании в его пользу штрафа от присужденной суммы, считает компенсацию морального вреда необоснованно заниженной, освобождение второго ответчика- управляющей компании от ответственности за некачественную коммунальную услугу незаконным.
В суд апелляционной инстанции истец Кушманбетов Э.А., представитель ответчика ООО "Сервис Центр СОЖ" не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., выслушав пояснения представителя ответчика ПАО "Т Плюс" Столярик Л.Б., действующей на основании доверенности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений ответчиков на жалобу, проверив законность решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством РФ.
На основании пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (введенных в действие с 1 сентября 2012 года), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги, в том числе при непосредственном управлении многоквартирным домом.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Статьей 539 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 542 Гражданского кодекса РФ, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1).
Согласно статье 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
Пунктом 3 статьи 1 данного Федерального закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Из пункта 1 статьи 24 данного закона, организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
Приложением к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 установлены требования к качеству подачи горячей воды.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил, качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям Государственных стандартов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °C - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C.
Гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения, устанавливаются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20 (далее СанПиН 2.1.4.2496-09).
Горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность (п. 2.2 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направлены на: предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 °C, в их числе, Legionella Pneumophila; минимизацию содержания в воде хлороформа при использовании воды, которая предварительно хлорировалась; предупреждение заболеваний кожи и подкожной клетчатки, обусловленных качеством горячей воды.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 23 ноября 2016 года собственниками помещений многоквартирного дома по (адрес) выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией ООО "Сервис- Центр СОЖ", на которую возложена обязанность по оказанию услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе обеспечивать коммунальными услугами собственников помещений и лиц, пользующихся помещениями в доме, путем надлежащего содержания внутридомовых инженерных сетей при условии сохранения прямых договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями.
Исполнителем коммунальной услуги- "горячее водоснабжение" по (адрес) является ПАО "Т Плюс", с которым у каждого собственника помещения, в т.ч. у истца заключен договор на предоставление коммунального ресурса.
Истец Кушманбетов Э.А. является собственником квартиры по (адрес).
06 июня 2014 года ГЖИ по Оренбургской области на основании обращения Ф.М.С. проведена внеплановая проверка соблюдения ООО "Сервис-Центр СОЖ" требований законодательства по содержанию жилищного фонда в многоквартирном жилом доме по (адрес). В результате осмотра выявлены следующие нарушения: не обеспечена исправная работа системы горячего водоснабжения (в подвальном помещении многоквартирного дома не изолированы трубопроводы системы горячего водоснабжения), в связи с чем выявлено несоответствие нормативу температурного режима горячей воды. По данному факту ООО "Сервис-центр СОЖ" привлечено к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, выявленные нарушения управляющей компанией были устранены, что подтверждается актом от 01 июля 2014 года.
В период с 14-15 июня 2017 года ГЖИ по Оренбургской области на основании обращения Кушманбетова Э.А. проведена внеплановая проверка соблюдения ПАО "Т Плюс" требований законодательства по содержанию жилищного фонда в многоквартирном доме по (адрес). При замере 15 июня 2017 года температура горячей воды в точках водозабора квартиры по (адрес) составила +48,4 °С; на границе разграничения балансовой принадлежности +57,6°С.
По результатам проверки 15 июня 2017 года ПАО "Т Плюс" выдано предписание об устранении нарушений качества предоставляемой коммунальной услуги- горячее водоснабжение.
В связи с выявлением фактов неисполнения названного предписания ГЖИ по Оренбургской области 17 июля 2017 года проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой вновь выявлены нарушения температурного режима поставляемой жителям многоквартирного дома по (адрес) горячей воды, а именно: температура горячей воды в точках водозабора квартиры по (адрес) и на границе разграничения балансовой принадлежности составила +48,4 °С и +56 °С, соответственно, т.е. менее норматива.
В адрес ПАО "Т Плюс" направлено предписание об устранении нарушений качества предоставляемой коммунальной услуги, установлен срок устранения выявленных нарушений до 15 августа 2017 года.
В целях контроля выявленных нарушений, и в связи с невыполнением требований предписания от 17 июля 2017 года, ГЖИ по Оренбургской области назначена совместная с ПАО "Т Плюс" проверка качества горячего водоснабжения указанного дома.
Как следует из актов проверки, проведения технического осмотра системы теплоснабжения, при замере 05 сентября 2017 года температура горячей воды на границе разграничения балансовой принадлежности составила +54,6°С.
Из представленной суду переписки между ОАО "Энергосбыт Плюс", ПАО "Т Плюс", МУП "ОПТС" и отзыва ООО "Сервис-Центр СОЖ" следует, что причиной несоответствия температурного режима в спорном многоквартирном доме нормативному уровню явилось отсутствие циркуляционного трубопровода в микрорайонах 9С и 10С г. Орска, работы по прокладке которого должна осуществлять ресурсоснабжающая организация. ОАО "Энергосбыт Плюс" в свою очередь предлагало ООО "Сервис-Центр СОЖ", провести общее собрание собственников жилого дома по (адрес) для решения вопроса по прокладке внутридомовой линии рециркуляции.
Представленные суду акты проверки ГЖИ по Оренбургской области, акт о проведении технического осмотра системы теплопотребления в многоквартирном доме по (адрес) от 17 июля, 05 сентября 2017 года, 30 января 2017 года подтверждают несоответствие температуры горячей воды, поставляемой в спорный многоквартирный дом нормативным требованиям.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Кушманбетова Э.А. к ПАО "Т Плюс", суд обоснованно ссылался на установленные по делу обстоятельства и пришел к правильному выводу о том, что ответственность за предоставление некачественной услуги горячего водоснабжения на границе разграничения балансовой принадлежности должна быть возложена на исполнителя данной коммунальной услуги, которым управляющая компания по условиям договора управления не является.
При этом суд указал, что доказательства нарушения температурного режима горячей воды по причине ненадлежащего содержания внутридомовых инженерных сетей по вине управляющей компании не представлено.
Судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда первой инстанции по делу, поскольку суд достаточно подробно со ссылкой на условия договора управления, нормы материального права, подлежащие применению по данному делу, изложил в решении выводы, соответствующие представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части отказа в удовлетворении иска к ООО "Сервис-Центр СОЖ" судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Поскольку судом был установлен факт нарушения прав потребителя коммунальной услуги Кушманбетова Э.А. бездействием ПАО "Т Плюс", с этого ответчика взыскана в пользу истца компенсация морального вреда в денежном размере 500 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости взыскания компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, поскольку истцу предоставлялась услуга горячего водоснабжения с реальной угрозой здоровью, не могут быть приняты во внимание коллегией, поскольку суд учел все необходимые критерии при определении размера компенсации морального вреда в соответствии с законом, а доказательств причинения вреда здоровью в результате предоставления горячей воды в квартиру истца в температурном режиме с разницей в 3-5 градусов от норматива им не представлено.
Доводы жалобы о необходимости взыскания штрафа с ответчика заслуживают внимания судебной коллегии в части.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку истцу присуждена денежная компенсация морального вреда в размере 500 рублей, суду следовало по своей инициативе определить ко взысканию в пользу истца штрафа в размере 50% от указанной суммы, т.е. 250 рублей.
Ссылка истца в жалобе на нарушение судом норм гражданского процессуального закона при принятии и исследовании представленных ответчиками доказательств своего подтверждения не нашла, т.к. из материалов дела следует, что судом дана правовая оценка тем документам, которые в установленном порядке приобщены в дело и исследованы с участием сторон спора.
При таких обстоятельствах доводы жалобы в остальной части не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 27 сентября 2017 года изменить в части, дополнив резолютивную части решения абзацем четвертым следующего содержания:
Взыскать с публичного акционерного общества "Т Плюс" в пользу Кушманбетова Э.А. штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 250 рублей.
В остальной части решение этого же суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кушманбетова Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.