Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Каменцовой Н.В., Федотовой Е.В..
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу Бондаренко Николая Викторовича, Ероговой Ольги Васильевны, Ткаченко Нины Васильевны на определение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 06 октября 2017 года об отказе в принятии искового заявления,
установила:
Ткаченко Н.В., Ерогова О.В., Бондаренко Н.В. обратились в суд с иском к администрации г. Оренбурга, просили суд:
- устранить нарушение права собственности на жилые помещения - квартиры N 4,5,6,9 по (адрес) и права собственности на нежилое помещение N по (адрес);
- признать недействительным акт межведомственной комиссии администрации г.Оренбурга N430 от 28 декабря 2011 г. и заключение межведомственной комиссии администрации г.Оренбурга N430 от 28 декабря 2011 г. о признании многоквартирного дома по адресу (адрес) непригодным для постоянного проживания, аварийным, подлежащим сносу;
- признать недействительным постановление администрации г.Оренбурга от 14 января 2016 г. N11-п "О внесении изменений в постановление администрации (адрес) от 08 февраля 2011 г. N619-п в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес) в список непригодных для проживания граждан жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- признать недействительным постановление администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 г. N787-п "Об утверждении перечня многоквартирных домов муниципального образования "город Оренбург", признании аварийными и подлежащими сносу" в части включения жилого дома по адресу: (адрес) перечень многоквартирных домов муниципального образования "город Оренбург", признанных аварийными и подлежащими сносу в 2015 г.;
- признать недействительным постановление администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 г. N788-п "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013-2017 годы" в части включения жилого дома по адресу: (адрес) перечень аварийных многоквартирных домов;
- признать недействительным постановление администрации города Оренбурга от 19 мая 2017 г. N1825-п об изъятии земельного участка по адресу: (адрес) для муниципальных нужд;
- обязать администрацию г.Оренбурга исключить многоквартирный жилой дом по адресу: (адрес) из перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, указанных в приложении к Постановлению администрации г.Оренбурга от 15 апреля 2013 г. N787-п.
Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 06 октября 2017 года истцам отказано в принятии искового заявления, ввиду того, что заявленные ими требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
В частной жалобе Ерогова О.В., Ткаченко Н.В., Бондаренко Н.В. выражают несогласие с принятым определением, полагая, что их исковые требования подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявленные ими требования основаны на защите права собственности, просят определение суда отменить.
Жалоба рассмотрена судебной коллегией в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Федеральным законом от 08 марта 2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 124 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление может содержать требования: 1) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; 2) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); 3) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; 4) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; 5) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Отказывая в принятии искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что данное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как соответствующими процессуальным нормам права, поскольку истцами заявлены требования об оспаривании актов органа местного самоуправления, которые носят публично-правовой характер. Заявленные требования могут быть разрешены исключительно в порядке административного судопроизводства, поскольку требования о защите гражданских прав истцами суду не заявлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что характер спорных правоотношений относится к категории дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
В силу изложенного обжалуемое определение суда является законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства, подробно мотивированным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Р Ф, судебная коллегия
определила:
определение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 06 октября 2017 года - оставить без изменения, частную жалобу Бондаренко Николая Викторовича, Ероговой Ольги Васильевны, Ткаченко Нины Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.