Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Анненковой К.К., судей Ярыгиной Е.Н., Султанова Р.А., при секретаре Башатове И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Н.Е. к Министерству социального развития Оренбургской области о признании права на получении е меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, включении в единый областной реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
по апелляционной жалобе Соловьева Н.Е. на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2017 года,
установила:
Соловьев Н.Е. обратился с указанным выше иском к Министерству социального развития Оренбургской области, ссылаясь в обоснование требований на то, что принимал участие в 1956 году в боевых действиях на территории Венгрии, в связи с чем приравнен по Закону "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьей 15 данного Закона, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета единовременно без учета имущественного положения. Заключением межведомственной комиссии Новочеркасского сельсовета от12.08.2015 года принадлежащий истцу и его супруге С.Н.Т. жилой дом в равных долях признан непригодным для проживания. Постановлением администрации МО Новочеркасский сельсовет Саракташского района от 12.10.2015 года N 107-п он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередников и в список участников Великой отечественной войны, нуждающихся в жилье. В марте 2016 года его учетное дело Новочеркасским сельсоветом направлено на проверку в администрацию Саракташского района, после чего он был включен в дополнительный список N 35 ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 29.05.2016 года администрацией Саракташского района учетное дело направлено в Министерство социального развития Оренбургской области, однако было возвращено в МО Новочеркасский сельсовет для рассмотрения на жилищной комиссии вопроса о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях по категории "участник Великой Отечественной войны". Полагал, что ему незаконно таким образом отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, на которую он имеет право, как участник Великой отечественной войны в соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах".
Просил суд признать за ним, как за участником Великой Отечественной войны, право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, и обязать Министерство социального развития Оренбургской области включить его в единый областной реестр ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2016 года в удовлетворении иска Соловьева Н.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Соловьев Н.Е. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное истолкование закона при разрешении спора.
В суд апелляционной инстанции стороны, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
Заслушав доклад судьи Анненковой К.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему.
При этом согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 427 "О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Таким образом, законодательно закреплено, что к категории "ветеран Великой Отечественной войны" относятся лица, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии именно в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а не иного временного периода.
Боевые действия в Венгрии: 1956 год включены в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, предусмотренного для определения категории "ветеран боевых действий" (ст. 3 Федерального закона "О ветеранах").
Из материалов дела следует, что Соловьев Н.Е., *** года рождения, не проходил военную службу в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году в составе действующей армии с 24.10.1956 года по 10.11.1956 года, что свидетельствует о наличии у Соловьева Н.Е. статуса ветерана боевых действий.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в частности, получение жилых помещений.
В силу ст. 15 указанного ФЗ, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего ФЗ, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (п. п. 3 п. 1).
Предоставление мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется в соответствии со ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" и в качестве необходимого условия обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем является постановка на соответствующий учет до 1 января 2005 года.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, установление законодателем различных мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года N 231-О, от 1 декабря 2005 года N 428-0). Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности.
Судом первой инстанции установлено, что Соловьев Н.Е. на соответствующем учете до 1 января 2005 года не состоял, 12.10.2015 года признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по категории участник ВОВ и включен в списки очередников по основанию непригодности жилого дома для проживания.
Постановлением администрации МО Новочеркасский сельсовет Саракташского района Оренбургской области от 22.09.2016 года N 93-п был исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории участник ВОВ, но включен в список нуждающихся в жилом помещении по категории "граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат". Указанное постановление истцом не обжалуется.
Таким образом, за истцом в силу императивных указаний закона не может быть признано право, как участника (ветерана) Великой Отечественной войны, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения ни в соответствии с нормами Федерального закона "О ветеранах", ни согласно положений Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".
Выводы суда в указанной части являются правильными, основанными на верном толковании подлежащих применению норм материального права, а решение суда об отказе в удовлетворении иска Соловьева Н.Е. о признании за ним права на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, поскольку связаны с неправильным применением и толкованием апеллянтом положений закона, который судом истолкован и применен к спорным правоотношениям правильно.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Определила:
Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 21 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьева Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.