Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полшковой Н.В.,
судей Коваленко А.И., Самохиной Л.М.
при секретаре Рассейно Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крывозубова Ивана Михайловича к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением
по апелляционной жалобе Крывозубова Ивана Михайловича на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 26 сентября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Полшковой Н.В., объяснения Крывозубова Ивана Михайловича, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Крывозубов И.М. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России о признании незаконным отказа в его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании ответчика принять его (истца) с составом семьи из 5 человек на такой учет.
В обоснование заявленных требований указал, что с (дата) проходил военную службу. На основании приказа от 27 января 2016 года N уволен с военной службы в запас по собственному желанию, имея выслугу лет: календарную - 23 года, в льготном исчислении - 25 лет 4 мес.
При увольнении жилым помещением обеспечен не был.
14 апреля 2017 года обратился к ответчику с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилья и предоставлении субсидии на его приобретение.
В письме ответчика от 21 апреля 2017 года ему было указано на необходимость устранения некоторых недостатков.
После устранения недостатков документы были поданы им повторно.
30 мая 2017 года ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на пп. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ (отсутствие статуса военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ). С принятым решением не согласен, поскольку имеет требуемую двадцатилетнюю продолжительность военной службы.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 26 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований Крывозубову И.М. отказано.
На указанное решение суда Крывозубовым И.М. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В судебное заседание не явился представитель ответчика, извещенный надлежащим образом. Судебная коллегия определиларассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, и судом установлено, что с (дата) истец Крывозубов И.М. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ.
Приказом командира *** от 27 января 2016 года N Крывозубов И.М. досрочно уволен с военной службы в запас по собственному желанию на основании п. 6 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Приказом командира войсковой части 12128 по строевой части от 29 января 2016 года N с 10 марта 2016 года - исключен из списков личного состава воинской части.
На момент увольнения выслуга лет Крывозубова И.М. в Вооруженных Силах РФ составила 23 года, в льготном исчислении - 25 лет 4 месяца.
Поскольку выслуга лет составила более 20 лет, Крывозубов И.М., не обеспеченный в период военной службы жилым помещением, полагал, что имеет право на получение жилого помещения, в связи с чем 14 апреля 2017 года обратился в ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Письмом начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" от 21 апреля 2017 года Кривозубову И.М. было указано на необходимость предоставления полного комплекта документов для разрешения вопроса о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, а после предоставления истцом дополнительных документов решением начальника от 30 мая 2017 года N Крывозубову И.М. отказано в принятии на такой учет в связи с тем, что заявление подано им после увольнения, тогда как нуждающимися в жилых помещениях на условиях и в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" могут быть признаны только военнослужащие в период прохождения ими военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ.
Крывозубов И.М. с таким решением не согласился и обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований Крывозубову И.М. о признании незаконным решения начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" от 30 мая 2017 года N об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд исходил из того, что решение уполномоченным органом принято в соответствии с порядком и условиями, установленными Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.
Порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентируется Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Согласно положениями ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Из смысла названных положений закона, их буквального толкования следует, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях военнослужащие принимаются в период прохождения ими военной службы, а не после увольнения.
Это подтверждается также положениями Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280.
Так, согласно в пункте 1 Инструкции указано, какие документы должны быть представлены военнослужащими-гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), имеющими в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), для постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким уполномоченным органом в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 является ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России.
Как установлено судом, в данное учреждение в период прохождения военной службы истец с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращался, заявление подано им в ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России после увольнения с военной службы 14 апреля 2017 года.
В ходе рассмотрения дела истец настаивал, что такое обращение имело место в период прохождения им военной службы.
Указывал, что об этом свидетельствует, в том числе приказ об увольнении от 27 января 2016 года, в котором отмечено, что Крывозубов И.М. увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Между тем, данному обстоятельству дана надлежащая оценка в оспариваемом решении, ссылка в приказе об увольнении на наличие у истца права на обеспечение жилым помещением не свидетельствует о действительном наличии такого права. Приказ издан командиром мотострелковой бригады, который уполномоченным Министром обороны Российской Федерации ставить на учет нуждающихся в жилых помещениях органом не является.
Допустимых и достаточных доказательств обращения истца до увольнения в ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России с заявлением о принятии на учет в материалы дела не представлено.
Напротив, в заявлении от 14 апреля 2017 года (л.д. 7) Крывозубов И.М. подтвердил, что до увольнения он не успел обратиться с заявлением в 4 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России.
Крывозубов И.М. указывал, что в ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России он в действительности обращался, однако не успел собрать все необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в частности им не была представлена справка о прохождении службы в Душанбинском гарнизоне с (дата) по (дата), где он жильем не обеспечивался.
Данное обстоятельство материалами дела также не подтверждено. Справка, на которую ссылается истец, датирована 02 апреля 2010 года. Доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременно получить подлинную справку и представить её уполномоченному органу, истцом не представлено.
Так, согласно положению пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, в случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпункте "д" настоящего пункта, не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.
Представитель истца в суде первой инстанции также указывал, что с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Крывозубов И.Н. обратился в течение года после увольнения ввиду отсутствия справки с г. Душанбе, просил восстановить срок для обращения в уполномоченный орган с таким заявлением.
Согласно пункту 8 Инструкции дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции.
В случаях если военнослужащие, у которых появились основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, не смогли своевременно направить в структурные подразделения уполномоченного органа заявления и документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, по причине:
нахождения в служебной командировке, отпуске, на лечении;
несения боевого дежурства;
выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов;
участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также в иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части;
нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), положении заложника или интернированного, им при предоставлении подтверждения указанных причин справками за подписью командира (начальника) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по рекомендуемому образцу согласно приложению N 5 к настоящей Инструкции, дата принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из даты возникновения права военнослужащих на признание нуждающимися в жилых помещениях, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств.
Указанных выше обстоятельств в ходе рассмотрения дела судом установлено не было, на такие обстоятельства стороны не ссылались.
Заполнение истцом бланка "Сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи" об обращении с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не свидетельствует.
Если бы истец обращался с заявлением в уполномоченный орган в период прохождения военной службы, то в соответствии с п. 5 Инструкции решение о принятии военнослужащего на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должно было быть принято уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Инструкции, если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Указанные выше решения ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России не принимались.
Из сообщения врио командира войсковой части 12128 в ответ на судебный запрос следует, что Крывозубов И.М. только лишь обращался в рабочую группу за перечнем документов, необходимых для признания его нуждающимся в получении постоянного жилья, но документы для проверки и дальнейшей отправки в структурное подразделение так и не представил (л.д.33).
Довод апелляционной жалобы истца о том, что, имея продолжительность военной службы более 20 лет, он не утрачивает право быть принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на часть 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", сводится к неверному пониманию названной нормы права.
Согласно указанном положению закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
То есть речь идет о невозможности быть снятым с учета, имея общую продолжительность военной службы 20 лет и более, но не о сохранении права быть принятым на такой учет после увольнения.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 26 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Крывозубова Ивана Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.