Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хакимовой О.В.,
судей Солопьева В.И., Хлыниной Е.В.
при секретаре Плешивцевой К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Будигиной Ирины Владимировны на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года, которым в удовлетворении административных исковых заявлений Будигиной Ирины Владимировны к администрации Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия в части включения семьи Будигиной И.В. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты; признании незаконным постановления администрации Тоцкого района Оренбургской области от 07 июля 2017 года N 625-п об исключении семьи Будигиной И.В. из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" отказано.
Заслушав доклад судьи Солопьева В.И., судебная коллегия
установила:
Будигина И.В. 23 мая 2017 года обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Тоцкого района Оренбургской области в части включения ее семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты согласно очередности, указав, что постановлением администрации Тоцкого района Оренбургской области от 26 мая 2014 года N 412-п "О признании молодых семей участниками программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы" ее семья в составе 5 человек признана участником названной программы и включена в список соответствующей очередности под номером 5.
В конце мая 2016 года на личном приеме специалист администрации Тоцкого района Арапов В.Н. отказал ей в предоставлении бланка заявления на получение социальной выплаты в 2017 году в связи с достижением ею 21 мая 2017 года возраста 36 лет, указав, что семья Будигиной И.В. по возрастному критерию одного из супругов будет исключена из названной программы.
Не согласившись со специалистом администрации, она 31 мая 2016 года обратилась с письменным заявлением к главе администрации Тоцкого района, в котором просила указать очерёдность своей семьи в списках очередников на получение субсидии, однако ответа на данное заявление не получила. Также по данному вопросу она обратилась к депутату Законодательного собрания Оренбургской области Хромушиной О.Н.
В июне 2016 года она получила копию ответа администрации Тоцкого района за подписью заместителя главы администрации Тоцкого района З.В.А. депутату Х.О.Н., из которого следовало, что 21 мая 2017 года ей исполнится 36 лет, тем самым в семье будет превышен максимальный возраст одного из супругов, на основании чего семья будет исключена из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы".
В Тоцкой районной газете "Авангард" от 22 апреля 2017 года опубликована статья о том, что в середине апреля 2017 года 15 семей получили сертификаты по программе "Молодая семья". Указывает, что сертификаты получили семьи, не имеющие приоритетного права перед ней в получении субсидии по указанной программе. Среди 15 семей имелись не многодетные семьи.
Считает, что было нарушено право её семьи на получение социальной выплаты. Указывает, что её семья многодетная. Старшая дочь Синельникова Д.Д., (дата), осталась без отца С.Д.Г. умершего в 2007 году. Муж Будигиной И.В. Дубовой С.В. является сиротой, мер социальной поддержки как сирота от государства не получал. Двое детей Д.С.С. и Д.И.С. несовершеннолетние. Жилая площадь, в которой прописана семья, составляет 16,7 кв.м.
Просила суд признать незаконным бездействие администрации Тоцкого района Оренбургской области в части включения её семьи в список претендентов на получение социальной выплаты согласно очерёдности, установленной законодательством.
Кроме того, 17 июля 2017 года Будигина И.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Д.С.С.Д.И.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным постановления администрации Тоцкого района Оренбургской области от 07 июля 2017 года N 625-п об исключении ее семьи из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах".
В обоснование иска указала, что постановлением администрации Тоцкого района от 26 мая 2014 года N 412-п она и члены её семьи признаны участниками программы "Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы".
14 июля 2017 года она получила постановление администрации Тоцкого района Оренбургской области от 07 июля 2017 года N 625-п об исключении её семьи из списка участников указанной программы.
С данным постановлением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Орган местного самоуправления до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило или выявлено событие, в результате которого молодая семья перестала соответствовать условиям подпрограммы, должен был известить её семью о снятии с учёта. В постановлении не указано, какое именно событие наступило или выявлено в июне 2017 года, согласно которому её семья подлежит исключению. На момент постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий её семья соответствовала всем условиям подпрограммы, являлась многодетной, воспитывался ребёнок, потерявший кормильца, признанный государством ребёнком из неполной семьи. Дом, в котором прописаны члены семьи, имеет жилую площадь 16,7 кв.м. и не принадлежит им на праве собственности.
Просила суд признать незаконным постановление администрации Тоцкого района Оренбургской области от 07 июля 2017 года N 625-п об исключении ее семьи из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах"; обязать администрацию Тоцкого района Оренбургской области восстановить участие ее семьи в данной подпрограмме.
Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 31 июля 2017 года административное дело N 2а-739/2017 по административному иску Будигиной И.В. к администрации Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия в части включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты согласно очередности и административное дело N 2а-747/2017 по административному иску Будигиной И.В. о признании незаконным постановления администрации Тоцкого района Оренбургской области от 07 июля 2017 года N 625-п об исключении семьи Будигиной И.В. из списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" объединены в одно производство.
Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 31 июля 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Дубовой С.В., Синельникова Д.Д., департамент молодёжной политики Оренбургской области.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года в удовлетворении административных исковых заявлений Будигиной И.В. отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что имея возможность совершения в установленный срок действий, направленных на исполнение условий участия в областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области", Будигина И.В. этого не сделала, и поэтому не была включена в списки, изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году.
Разрешая требования о признании незаконным постановления об исключении из списка участников подпрограммы, суд первой инстанции указал, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения семьи в список претендентов, в связи с чем исключение Будигиной И.В. из подпрограммы по достижении ею возраста 36 лет является законным и обоснованным.
Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске административным истцом Будигиной И.В. срока на обращение с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Тоцкого района в части включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты согласно очередности, поскольку о нарушении своего данного права она, как это следует из соответствующего административного искового заявления, узнала в мае-июне 2016 года, а с административным иском в суд по данному вопросу обратилась только 23 мая 2017 года.
В апелляционной жалобе Будигина И.В. не соглашается с решением суда, в обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административных исковых заявлениях.
Кроме того, указывает на оставление судом без изучения и оценки предоставленного ею списка семей, получивших в 2017 году сертификаты по программе "Молодая семья", не имеющих приоритетного права перед ней в получении субсидии по указанной программе.
Выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока на обращение с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Тоцкого района в части включения семьи в список претендентов на получение социальной выплаты согласно очередности. Утверждает, что о нарушении своего права узнала 22 апреля 2017 года, когда в Тоцкой районной газете "Авангард" вышла статья о получении 15 семьями сертификатов по программе "Молодая семья", а не с мая - июня 2016 года, как это указано в решении суда, когда на личном приеме в конце мая 2016 года специалист администрации Тоцкого района Арапов В.Н. отказался предоставить ей бланк заявления на получение социальной выплаты в 2017 году и разъяснил, что в связи с достижением ею 21 мая 2017 года возраста 36 лет она со своей семьей будет исключена из названной программы, а затем в июне 2016 года она получила копию ответа администрации Тоцкого района за подписью заместителя главы администрации района З.В.А. депутату Х.О.Н., из которого следовало, что 21 мая 2017 года ей исполнится 36 лет, тем самым в семье будет превышен максимальный возраст одного из супругов, на основании чего семья будет исключена из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы". Обращает при этом внимание на то, что на свое письменное заявление от 31 мая 2016 года к главе администрации Тоцкого района, в котором просила указать её очерёдность в списках очередников на получение субсидии, она ответ не получила, соответственно, считает, что не владела какой-либо информацией в данном вопросе.
Полагает необоснованным объединение определением районного суда от 31 июля 2017 года административных дел по названным административным исковым заявлениям в одно производство, что, по ее мнению, не позволило суду надлежащим образом изучить и разрешить заявленные требования.
Считает, что к ней в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации должен быть применен пункт 13 Постановления Правительства Оренбургской области N 286-п "Об утверждении правил постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014 - 2020 годы в редакции от 30 апреля 2015 года, в соответствии с которым превышение возраста 35 лет одного или у обоих супругов в многодетных молодых семьях основанием исключения из участниц подпрограммы не являлось.
Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу статьи 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При рассмотрении настоящего административного дела судом необходимая совокупность вышеуказанных условий не была установлена, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О и от 15 января 2015 года N 3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
На уровне Оренбургской области Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N 286-п утверждены Правила постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах".
Данные Правила предусматривают требования, аналогичные требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, и, в частности, следующие:
участницей подпрограммы может стать молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов (родителей) не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов или родителя в неполной семье не превышает 35 лет (пункт 9);
молодая семья - участница подпрограммы подлежит исключению из списка участников подпрограммы в случае, если она перестала соответствовать одному из условий, указанных в пункте 9 настоящих Правил (пункт 13).
в случае если молодая семья - участница подпрограммы имеет намерение в планируемом году реализовать право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, она обязана в период с 1 июня по 25 августа года, предшествующего планируемому году, представить в орган местного самоуправления городского округа (сельского поселения), в котором состоит на учете, заявление на получение социальной выплаты в планируемом году (далее - заявление на получение социальной выплаты), составленное по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам с обязательным указанием одной из форм приобретения жилья (пункт 14).
Как следует из материалов дела, постановлением Главы муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 29 мая 2013 года N 231-п семья Будигиной И.В. в количестве 5 человек принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Постановлением Главы администрации Тоцкого района Оренбургской области от 26 мая 2014 года N 412-п семья Будигиной И.В. в количестве 5 человек признана участником программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2015 годы". При этом Будигина И.В. с условиями участия в данной областной целевой программе ознакомлена, о чем свидетельствует ее роспись в соответствующем заявлении.
В материалах дела отсутствуют какие-либо достоверные доказательства, указывающие на то, что Будигина И.В. в период с 2014 года по 2016 год представляла в администрацию Тоцкого района заявления на получение социальной выплаты.
Довод апелляционной жалобы о том, что Будигина И.В. была лишена такой возможности ввиду отказа в конце мая 2016 года на личном приеме специалистом администрации Тоцкого района Араповым В.Н. в предоставлении бланка заявления на получение социальной выплаты в 2017 году, судом проверен и обоснованно признан несостоятельным. Бланк названного заявления имеется в размещенном в сети Интернет приложении N 3 к Правилам постановки молодых семей на учет в качестве участниц подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2015 года N 286-п. Опрошенный в суде первой инстанции Арапов В.Н. пояснил, что Будигина И.В. указанное заявление могла написать и в свободной форме. При этом уточнил, что на личном приеме Будигиной И.В. было разъяснено об утрате ею в связи с достижением 21 мая 2017 года возраста 36 лет права на участие в названной подпрограмме и разъяснено право на возможное участие в других жилищных программах.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Будигина И.В. обжаловала действия Арапова В.Н., выразившиеся в непринятии её документов, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Будигина И.В. на момент формирования списка участниц подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы", изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году (01 августа 2016 года), не представила в администрацию Тоцкого района заявление на получение социальной выплаты и при этом достигла предельного возраста участника подпрограммы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия администрации Тоцкого района в части включения семьи Будигиной И.В. в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году.
В соответствии с положениями, сформулированными в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующие нормативные правовые акты по общему правилу не имеют обратной силы, однако по отношениям, возникшим до введения их в действие, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после введения их в действие.
Участником подпрограммы семья Будигиной И.В. была признана 26 мая 2014 года. Однако в силу Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 в действующей и на данную дату редакции от 18 апреля 2014 года, само по себе признание молодой семьи участником подпрограммы не влекло возникновения у молодой семьи права на получение социальной выплаты, такое право могло возникнуть у молодой семьи лишь после утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Данные Правила (подпункт "а" пункта 6) в действующей на дату признания семьи Будигиной И.В. участником названной подпрограммы редакции, как и указанные выше Правила в действующей в настоящее время редакции, определяли изначально обязательное условие для участия в ней предельный возраст участника - 35 лет. Они также предусматривали основание для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 данных Правил (подпункт "а" пункта 18).
Таким образом, оспариваемое административным истцом постановление администрации Тоцкого района Оренбургской области от 07 июля 2017 года N 625-п об исключении семьи Будигиных из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы" государственной программы "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" в связи с достижением Будигиной И.В. предельного возраста участника подпрограммы в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства.
Правовых оснований для возложения на администрацию Тоцкого района Оренбургской области обязанности восстановить участие семьи Будигиной И.В. в данной подпрограмме, исходя из фактических обстоятельств дела, также не имеется.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о невозможности применения в силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации положений названных Правил в действующей в настоящее время редакции, содержащих условие о возрасте участника подпрограммы (35 лет) на момент включения его органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, к спорным правоотношениям не состоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права. Условие о предельном возрасте участника программы (подпрограммы) - 35 лет было определено названными Правилами изначально и на 26 мая 2014 года - дату признания семьи Будигиной И.В. участницей этой программы (подпрограммы).
Судебная коллегия полагает, что суд пришел также к правильному выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Тоцкого района в части включения семьи Будигиной И.В. в список претендентов на получение социальной выплаты согласно очерёдности, установленной законодательством, поскольку о нарушении своего права, как это следует из административного иска по данному вопросу и пояснений Будигиной И.В. в суде, истец узнала в конце мая - начале июня 2016 года, а с указанным иском в суд она обратилась только 23 мая 2017 года. Какие-либо доказательства в подтверждение того, что административный истец по объективным обстоятельствам была лишена возможности в установленный законом срок обратиться в суд, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частью 8 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно объединил два указанных административных исковых заявления в одно производство, судебная коллегия находит несостоятельным. Эти административные исковые заявления однородные, в них участвуют одни и те же стороны. Суд в своем определении от 31 июля 2017 года признал такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных требований. Судебная коллегия признает это определение соответствующим положениям части 1 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо правовых оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, повторяют правовую позицию в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного решения они не влияют.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 11 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Будигиной Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.