Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лаврентьева А.А.,
судей: Жегуновой Е.Е., Пуминовой Т.Н.,
при секретаре Копановой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Муниципального автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" на решение Тобольского городского суда Тюменской области от 03 октября 2017 года, которым постановлено:
"Признать отказ муниципального автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" от 26 июля 2017 года в выплате компенсации, незаконным.
Признать за Шамрай Людмилой Дмитриевной право на получение компенсации за приобретенные технические средства реабилитации.
Взыскать с муниципального учреждения ОМО Тобольского района "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" в пользу Шамрай Людмилы Дмитриевны компенсацию в размере 6 066 рублей, судебные расходы - 4 000 рублей, всего 10 066 (десять тысяч шестьдесят шесть) рублей".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения представителей ответчика Зиминой О.В. и Коржовой О.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,
установила:
Истец Шамрай Л.Д. обратилась в суд с иском к МАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" о признании отказа в выплате компенсации незаконным, признании права на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации в размере 6 066 рублей, судебных расходов за составление искового заявления - 3 000 рублей, за уплату государственной пошлины - 1 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 26 июня 2017 года истец, действуя по доверенности в интересах Бутылкиной Е.Ф., обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, с приложением чеков о приобретении " ... ". 29 июля 2016 года уведомлением от 26 июля 2017 года, в выплате компенсации отказано в связи со смертью Бутылкиной Е.Ф ... Поскольку " ... ", приобретены на собственные средства, ответчик неправомерно отказал в выплате компенсации.
Истец Шамрай Л.Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановленовышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик МАУ "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района". В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку правовыми полномочиями для принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации не обладает, финансового обеспечения на приобретение технических средств реабилитации не получает. Поясняет, что технические средства реабилитации приобретаются Департаментом социального развития Тюменской области в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок. Указывает на то обстоятельство, что смерть Бутылкиной Е.Ф. наступила до принятия решения о выплате компенсации, сумма компенсации не была начислена в связи с чем обоснованно не была произведена истцу.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений Шамрай Л.Д. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции правильно установил, что Бутылкина Е.Ф. " ... ", являлась инвалидом первой группы по общему заболеванию, в связи с чем, ей была разработана " ... ", которой предусмотрены технические средства реабилитации в виде " ... ".
26 июня 2017 года дочь Бутылкиной Е.Ф. - Шамрай Л.Д., на основании доверенности от 01 августа 2016 года (л.д.15), обратилась с заявлением о возмещении расходов за самостоятельно приобретенные 04 мая 2017 года, 29 мая 2017 года, 02 июня 2017 года и 26 июня 2017 года " ... " на общую сумму 6 066 рублей (л.д.22-25), однако ей было отказано, в связи с тем, что 03 июля 2017 года Бутылкина Е.Ф. умерла (л.д.18).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что смерть Бутылкиной Е.Ф. не может служить основанием для отказа в выплате денежной компенсации уже приобретенных при жизни инвалида технических средств, поскольку право на получение компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации возникает с момента его приобретения.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, поскольку он соответствует требованиям норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, а также материалам гражданского дела.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришёл к указанным выше выводам, со ссылкой на установленные обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы подгузники.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона.
Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, ссылается на то обстоятельство, что суд при вынесении решения необоснованно не принял во внимание, что поскольку смерть Бутылкиной Е.Ф. наступила до принятия решения о выплате, сумма компенсации обоснованно не была произведена истцу.
Судебная коллегия находит указанные доводы несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с п.1 ст.1183 Гражданского кодекса РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
В соответствии с п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", к суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
Материалами дела установлено, что Шамрай Л.Д. приходится " ... " Бутылкиной Е.Ф., являлась " ... ", осуществляла за ней уход. Размер истребимой истцом компенсации документально подтвержден приобщенными в материалы дела чеками.
Не влияют на принятое решение доводы апелляционной жалобы, касающиеся предъявления иска к ненадлежащему ответчику.
МАО Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д.28).
В соответствии с Постановлением Губернатора Тюменской области от 04.04.2017 N 48 "Об утверждении административных регламентов предоставления Департаментом социального развития Тюменской области государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные организации и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями из средств федерального бюджета", Муниципальное учреждение ОМО "Тобольский район "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" является организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги (п.4 Административного регламента).
Решение об отказе в выплате компенсации принято МАО Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района", что подтверждается уведомлением от 26 июля 2017 года (л.д.14). Ранее выплаты истице за 2016-2017 годы за приобретенные подгузники выплачивались ответчиком, что подтверждается информационным письмом (л.д.47).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено, оснований к его отмене не усматривается.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Тобольского городского суда Тюменской области от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения Тобольского района" оставить без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи коллегии: подписи
Копия верна.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.