судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 областного суда в составе:
председательствующего
ФИО6,
судей
ФИО5, ФИО7,
при секретаре
ФИО8,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Правобережного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
"ФИО1 отказать в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по ФИО2"адрес", ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" о взыскании расходов на зубопротезирование в сумме 19 117 рублей.".
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению федеральной службы исполнения наказаний по ФИО2"адрес" (далее - УФСИН России по ФИО2"адрес"), федеральному казённому учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по ФИО2"адрес"" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"") о взыскании расходов на зубопротезирование. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов. Однако на неоднократные обращения в УФСИН России по ФИО2"адрес" по вопросу реализации установленного законом права получал ответ, что пенсионеры УИС не имею права на бесплатное зубопротезирование. Обратившись письменно в ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" с просьбой разъяснить порядок бесплатного оказания медицинской помощи, получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему было отказано в зубопротезировании в "адрес" по месту жительства. Истец обратился для изготовления зубных протезов по месту жительства в ГУЗ "Областная стоматологическая поликлиника - Стоматологический центр", где ему на основании заключенных договоров оказаны платные медицинские услуги по зубопротезированию на сумму 19 117 рублей. Просил взыскать с ответчиков в его пользу понесенные расходы по зубопротезированию в сумме 19 117 рублей.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по ФИО2"адрес" - ФИО9 исковые требования не признала, ссылалась на то, что УФСИН России по ФИО2"адрес" является ненадлежащим ответчиком по делу. Для сотрудников и пенсионеров УИС предусмотрено оказание медицинских услуг, в том числе по зубопротезированию и изготовлению зубных протезов, в медицинских учреждениях МВД России. Поэтому по вопросу бесплатного оказания услуг по изготовлению зубных протезов, а также возмещения понесённых в связи с этим расходов, следует обращаться в ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"".
Представитель ответчика ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" - ФИО10 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" не имеет в своем составе соответствующего подразделения зубопротезной лаборатории. Ближайшими медицинскими учреждениями системы МВД России, осуществляющими изготовление и ремонт зубных протезов, являются ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "Центральная стоматологическая поликлиника России" ("адрес"). ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" имеет возможность направления пенсионеров УИС на зубопротезирование в указанные медицинские организации в порядке, определенном Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции. Очерёдность направления определяется в соответствии с медицинскими показаниями. При подготовке пациентов, направляемых для оказания ортопедической стоматологической помощи, в условиях ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" проводится максимально полная санация полости рта. В целях обеспечения проживания и лечения возникших заболеваний имеется возможность госпитализации пациентов УИС в ФКУЗ "Центральная клиническая больница Министерства обороны", ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" на период зубопротезирования. ФИО1 за оказанием ортопедической помощи в ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" не обращался, медицинские показания для оказания ему услуг по зубопротезированию врачами-специалистами ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" не устанавливались. Реализовав своё право на получение медицинских услуг на платной основе за счёт собственных средств, истец не имеет права на возмещение этих расходов.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.
Выслушав представителей ответчиков УФСИН России по ФИО2"адрес" - ФИО9 и ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" - ФИО10, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ) сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
Частью 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации, уволенные со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, а члены их семей и лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на медицинское обеспечение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи. Порядок организации медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN (далее - Правила), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, медицинская помощь за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству внутренних дел Российской Федерации на предусмотренные настоящими Правилами цели, оказывается гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, в том числе, в уголовно-исполнительной системе с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в указанных учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ... в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданные врачом (фельдшером), медицинскими изделиями в медицинских организациях, - бесплатно.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил прикрепление граждан, уволенных со службы, на медицинское обеспечение к медицинским организациям производится по направлению соответствующих пенсионных органов.
Направление сотрудников, а также уволенных со службы, для оказания стационарной медицинской помощи в плановом порядке в медицинские организации осуществляется амбулаторно-поликлиническими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. Очерёдность направления указанных лиц определяют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических организаций в соответствии с медицинскими показаниями (пункт 3 Правил).
При отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти (пункт 5 Правил).
Таким образом, отношения по медицинскому обслуживанию граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах УИС с правом на пенсию и имеющие стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), к числу которых относятся изготовление и ремонт зубных протезов, регулируются специальными нормативными актами, в соответствии с которыми нуждаемость в конкретной медицинской помощи граждан, уволенных со службы, должна быть подтверждена документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым гражданин, уволенный со службы, прикреплён, а н аправление уволенных со службы для оказания стационарной медицинской помощи в медицинские организации осуществляется амбулаторно-поликлиническими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является пенсионером уголовно-исполнительной системы, получает пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Медицинское обслуживание истец проходит в поликлинике ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"".
Справкой, выданной поликлиникой ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается его нуждаемость в протезировании полости рта в ОСЦ (л.д. 64).
ДД.ММ.ГГГГ истец в письменном обращении на имя начальника ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" просил разъяснить порядок бесплатного изготовления зубных протезов пенсионеру УИС (л.д. 65).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" разъяснило, что пенсионеры УИС имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов исключительно в медицинских организациях системы МВД России, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в иных организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, не входящих в систему МВД России, действующим законодательством не предусмотрено. В том же ответе указано, что в настоящее время действующая в ФИО2"адрес" медицинская организация системы МВД России - ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" не имеет в своём составе соответствующего подразделения (зубопротезной лаборатории). Ближайшими медицинскими учреждениями системы МВД России, осуществляющими изготовление и ремонт зубных протезов, являются: ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "Центральная стоматологическая поликлиника МВД России" ("адрес"). ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" имеет возможность направления пенсионеров УИС на зубопротезирование в указанные медицинские организации. Направление пенсионеров УИС в медицинские организации системы МВД России для изготовления и ремонта зубных протезов осуществляется поликлиникой ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" в порядке, определённом п. 3 Правил. Очерёдность направления определяется в соответствии с медицинскими показаниями. При подготовке пациентов, направляемых для оказания ортопедической стоматологической помощи, проводится максимально полная санация полости рта пациента в условиях ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"". В целях обеспечения проживания и лечения имеющихся заболеваний имеется возможность госпитализации пенсионеров УИС в ФКУЗ "Центральная клиническая больница Министерства внутренних дел Российской Федерации" либо в госпитали ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"" на время проведения зубопротезирования. С учётом данных разъяснений истцу для получения бесплатных услуг по изготовлению зубных протезов рекомендовано обратиться в поликлинику ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" (л.д. 9-10).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец заключил договоры N и N на предоставление платных медицинских услуг по изготовлению зубных протезов с ГУЗ "Областная стоматологическая поликлиника - Стоматологический центр" (л.д. 4, 5).
Согласно представленным заказ-нарядам N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГФИО1 оказаны платные медицинские услуги по изготовлению зубных протезов на общую сумму 19 117 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УФСИН России по ФИО2"адрес" с заявлением о разъяснении возможности компенсации расходов по зубопротезированию (л.д. 66).
ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ, в котором УФСИН России по ФИО2"адрес" разъясняло, что получателем бюджетных средств для обеспечения медицинской помощи лицам, имеющим право на её оказание бесплатно, является медицинское учреждение системы МВД России, в связи с чем по вопросу бесплатного оказания услуг по изготовлению зубных протезов, а также возмещения расходов по изготовлению зубных протезов предложено обратиться в поликлинику ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" (л.д. 8-10).
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, применив приведённые нормы действующего законодательства к установленным по делу обстоятельствам, пришёл к выводу о том, что ФИО1 не обращался с заявлением для получения указанной выше медицинской помощи в порядке, предусмотренном Правилами оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что, получив ДД.ММ.ГГГГ от ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" разъяснения порядка бесплатного изготовления зубных протезов пенсионеру УИС, ФИО1 не обращался к ответчикам по вопросам оказания данного вида медицинской помощи в предложенных ФКУЗ "МСЧ МВД России по ФИО2"адрес"" учреждениях, а самостоятельно заключил договоры на предоставление платных медицинских услуг по изготовлению зубных протезов с ГУЗ "Областная стоматологическая поликлиника - Стоматологический центр".
Ближайшими медицинскими учреждениями системы МВД России, осуществляющими изготовление и ремонт зубных протезов, являются: ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "МСЧ МВД России по "адрес"", ФКУЗ "Центральная стоматологическая поликлиника России" ("адрес"). Отказа в получении медицинской помощи по изготовлению зубных протезов в данных учреждениях истец не получал.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования, суд с учетом закона, подлежащего применению, верно пришел к выводу, что истец не воспользовался своим правом на получение бесплатной медицинской помощи, в том числе на изготовление зубных протезов в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN, то есть не обратился с заявлением в соответствующий орган для получения необходимой помощи, а получил лечение в платной медицинской организации, расходы на которое не подлежат возмещению в соответствии с приведёнными нормами законодательства.
Судебная коллегия считает вывод суда верным и основанным на законе, оснований для возмещения указанных расходов у ответчиков не имелось, в связи с чем суд правильно отказал в удовлетворении исковых требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что пенсионеры УИС имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе по ремонту и изготовлению зубных протезов, не опровергает выводы суда первой инстанции, поскольку данное право истца никем не оспаривается, однако порядок реализации данного права пенсионерами УИС предусмотрен действующим законодательством и именно нарушение данного порядка явилось основанием для отказа истцу в иске.
Довод жалобы о невозможности выехать в иной город для получения указанных услуг, не является основанием для отмены судебного постановления, поскольку не имеет правового значения для разрешения данного спора.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что истец нуждался в экстренном зубопротезировании, не может служить основанием для отмены судебного постановления, поскольку доказательств данному обстоятельству представлено не было. Материалами дела подтверждено, что нуждаемость истцу в зубопротезировании была установлена в 2015 году, а договор на оказание платных медицинских услуг заключён истцом только в 2017 году, при обращении к ответчикам по вопросам разъяснения порядка оказания бесплатной медицинской помощи по зубопротезированию истец на необходимость экстренного зубопротезирования не ссылался.
Судебная коллегия находит положенные в основу решения выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными представленными сторонами и исследованными судом доказательствами, оснований для иной оценки которых не имеется.
Правовых доводов, свидетельствующих о незаконности принятого по настоящему делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учётом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.