Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.,
при секретаре Савиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Гуленковой В.М. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 9 августа 2017г. по делу по иску прокурора Фокинского района города Брянска к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о понуждении поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества (электросеть на территории ТСН "Луч").
Заслушав доклад судьи Сидоренковой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки по вопросу нарушения законодательства об энергообеспечении установлено, что электросетевое хозяйство, находящееся на территории ТСН "Луч", не имеет собственника, то есть фактически является бесхозяйным объектом недвижимости.
Ответчики мер по постановке на учет линий электропередач не принимают, что влечет к нарушению нормального функционирования жилищно-коммунальных объектов - электросетевых хозяйств и качественного предоставления услуг по электроснабжению неопределенному кругу лиц.
На основании изложенного, с учетом уточнений, прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости электросетевое хозяйство, а именно- низковольтной линии электропередач, мощностью 220 В, протяженностью 1 435 м, проходящей по "адрес", расположенные на территории ТСН "Луч".
Решением суда от 9 августа 2017г. (с учетом определения суда от 20 октября 2017 года об исправлении описки) иск удовлетворен.
Суд решилобязать Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - электросетевое хозяйство, а именно: низковольтная линия электропередач мощностью 220 В, протяженностью 1 435 м, проходящая по "адрес", расположенная на территории ТСН "Луч".
В апелляционной жалобе начальник Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Гуленкова В.М. просит отменить решение суда как постановленное при неправильном применении норм материального права, указывая в доводах, что настоящий спор неподведомствен суду общей юрисдикции. Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации не может быть признано надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку спорные объекты в силу закона являются совместной собственностью членов садоводческих обществ, что исключает определение их статуса как бесхозяйного. Отсутствие государственной регистрации в данном случае препятствует распоряжению имуществом, однако, не лишает правообладателя права пользоваться и владеть им. Порядок отказа собственника от принадлежащего ему имущества предусмотрен приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015г. N1532.
В письменных возражениях помощник прокурора Фокинского района г. Брянска Лямцева О.В. просила решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенной прокуратурой Фокинского района г. Брянска проверки по обращению председателя ТСН "Луч", было установлено, что по территории ТСН "Луч" проходит бесхозяйный объект электроснабжения: низковольтная линия электропередач, мощностью 220 В, протяженностью 1435 м, проходящая по "адрес".
Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от 13.06.2017г., в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.
По сообщению Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области указанный объект электроснабжения в реестре муниципальной собственности, государственного, федерального имущества Брянской области не значится.
На техническом учете в ГУП "Брянскоблтехинвентаризация" не состоит, сведения о собственнике объекта в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о том, что спорный объект электросетевого хозяйства является бесхозяйным недвижимым имуществом, а бездействие Брянской городской администрации по вопросу обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного объекта на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанностей, вытекающих из пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изложенные в решении суда выводы основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах, в связи с чем, оснований с ними не согласиться у судебной коллегии не имеется.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В п.4 ч.6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержится перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения, в том числе выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В абз. 11 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" закреплено, что объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации)
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие собственника спорного объекта электросетевого хозяйства, при этом доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данный объект является бесхозяйным.
Статус объекта электросетевого хозяйства - низковольтная линия электропередач мощностью 220 В, протяженностью 1 435 м, проходящая по "адрес", расположенная на территории ТСН "Луч", как бесхозяйного, затрудняет его нормальное и безопасное содержание, что создает угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах непринятие ответчиками мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены, также являются необоснованными и не принимаются судебной коллегией.
Буквальное толкование положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного имущества на Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции, является верным.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения ст. 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в обоснование принадлежности спорных участков линий электропередач к единым недвижимым комплексам трансформаторных подстанций так же несостоятельна, поскольку указанная норма предусматривает возможность отнесения объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Между тем, доказательств того, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на единый объект, в состав которого входит спорный объект линии электропередач, в материалы дела ответчиками не представлено.
Доводы жалобы о невозможности идентифицировать объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи, также подлежат отклонению, так как отсутствие технического плана, не постановка объекта на государственный кадастровый учет не исключают возможность составления технического паспорта, содержащего уникальные характеристики объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет.
Доводы жалобы о неподведомственности данного спора суду общей юрисдикции коллегия отклоняет, поскольку находит ошибочным довод жалобы о том, что иск прокурором заявлен в интересах ТСН "Луч". Исходя из заявленных прокурором исковых требований, иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, поскольку, как верно указано в иске, отсутствие собственника электросетевых хозяйств лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по электроснабжению. При этом судебная коллегия учитывает, что доказательств принадлежности электросетевых объектов ТСН "Луч" в материалах дела не имеется.
Иные доводы жалобы также не влекут отмену решения суда, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем, подлежат отклонению.
Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которые коллегия находит неверными. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 9 августа 2017г. по делу по иску прокурора Фокинского района города Брянска к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о понуждении поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества (электросеть на территории ТСН "Луч")- оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Гуленковой В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.