судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Прошиной Л.П.
судей Прудентовой Е.В., Усановой Л.В.
при секретаре Теряевской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Прудентовой Е.В. дело по апелляционной жалобе истца Устьянцевой С.Г. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 сентября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Устьянцевой С.Г. кСоциальному управлению г. Пензы о признании права на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты - оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
,
установила:
Устьянцева С.Г. обратилась в суд с иском, указав, что является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с суммарной эффективной дозой облучения 5-25 с3в (бэр) и имеет право на льготы и компенсации на основании п.2 ст. 4.1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний Семипалатинском полигоне", получает ежемесячную денежную выплату (далее - ЕДВ) на основании Федерального закона N2-ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Также истец имеет статус "Ветеран труда" и имела право наполучение льгот и компенсаций сначала на основании Закона "Оветеранах", а затем Закона Пензенской области N 715-ЗПО от20декабря 2004 г. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области", которым для ветеранов труда также предусмотрена ежемесячная выплата (ЕДВ). Данную выплату истцу выплачивали в течение нескольких месяцев в 2005 году.
Истец просит признать право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, установленной пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона Пензенской области N 715- ЗПО от20декабря 2004 г. и обязать ответчика возобновить выплату ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Пензенской области.
Ленинский районный суд г. Пензы постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Устьянцева С.Г. просит решение отменить и принять решение об удовлетворении иска. В апелляционной жалобе указывает на неверное применение судом первой инстанции норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Спорные меры социальной поддержки не являются одинаковыми. По своему содержанию ежемесячная денежная выплата, установленная Законом Пензенской области, является заменой натуральной льготы на проезд и предназначена для оплаты проезда.
Представитель 3-го лица Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области, представитель 3-го лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки суду не представили.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав истца Устьянцеву С.Г., представителя ответчика Социального управления г. Пензы РысинуЮ.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.
Судом первой инстанции правильно установлено, что УстьянцеваС.Г. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившей суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения 5-25 с3в (бэр), что подтверждается удостоверением серии N, выданным ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 4.1 Федерального закона N 2- ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 387 рублей.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Истец Устьянцева С.Г. является получателем указанной выше меры социальной поддержки, что подтверждается материалами пенсионного дела N (решение ГУ УПФР по Железнодорожному району г.Пензы о назначении ежемесячной денежной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по пожизненно).
Доводы апелляционной жалобы не являются основаниями дляотмены решения и удовлетворения иска по следующим основаниям.
Действительно, истец Устьянцева С.Г. является ветераном труда, имеет удостоверение ветерана труда серии N, выданное ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Законом Пензенской области N 750- ЗПО "Омерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области" Устьянцевой С.Г. назначена и выплачивается мера социальной поддержке по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что подтверждается решением отдела Социальной защиты управления г. Пензы поЖелезнодорожному району от 30 января 2017 г., копия которого имеется в материалах дела.
Согласно письменному сообщению Социального управления г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ Устьянцевой С.Г. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области" для граждан, имеющих звание "Ветеран труда", поскольку такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата назначена и выплачивается Управлением Пенсионного фонда вг. Пензе Пензенской области.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 г.) меры социальной поддержки ветеранов труда определялись данным Федеральным законом.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122- ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации" в Федеральный закон "О ветеранах" внесены существенные изменения, касающиеся мер социальной поддержки ветеранов труда.
С учетом внесенных изменений с 01 января 2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 ФЗ "О ветеранах").
Финансирование социальной поддержки ветеранов труда всоответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184- ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122- ФЗ, действующей с 01января 2005 г.) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 1 статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах" (введена ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122- ФЗ) определен перечень категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную данным Федеральным законом: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Среди перечисленных в пункте 1 статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах" категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную ФЗ "О ветеранах", ветераны труда не названы. Данный перечень не подлежит расширенному толкованию.
Пунктом 2 ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний наСемипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо подругому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О ветеранах" данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, относящихся к категории ветеранов, указанным в статьях 2-4 Федерального закона, то есть на ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий.
В то же время статьей 22 ФЗ "О ветеранах" (в редакции ФЗ от22августа 2004 г. N 122- ФЗ, действующей с 01января 2005 г.) определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ФЗ "О ветеранах" в частности предписание, содержащееся в пункте 2 статьи 23.1 этого Закона, не регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда.
Согласно ст. 22 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и всоответствии спунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п.5 ч.1 ст. 3 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004г. N 715-ЗПО (в редакции от 02 декабря 2016 г., с изменениями от05 мая 2017 г.) лицам, имеющим звание ветеран труда устанавливается, в том числе, следующая мера социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 230 рублей; с 1 января 2009 года - 250 рублей; с 1 января 2010 года - 270 рублей, с 1 января 2011 года - 290 рублей, с 1 января 2012 года - 310 рублей, с 1 января 2013 года - 330 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004г. N 715-ЗПО при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки одновременно по настоящему Закону, заисключением статей 4-2, 4-3 настоящего Закона, Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС", федеральным законам от 26 ноября 1998 года N175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году напроизводственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" одинаковые меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина.
Суд первой инстанции правильно руководствовался ст.6Федерального закона N 2- ФЗ от 10 января 2002 г. "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний наСемипалатинском полигоне", согласно которой при наличии у гражданина права наполучение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по различным основаниям ему предоставляются меры социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору в соответствии снастоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Доводы истца о том, что природа ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда имеет иную правовую природу, основаны на ошибочном толковании норм права. Истец, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний наСемипалатинском полигоне, наделена федеральным законодательством особым правовым статусом, предоставляющим ей право на одновременное получение мер социальной поддержки по различным основаниям и право выбора среди одинаковых мер социальной поддержки, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Поскольку ежемесячная денежная выплата Устьянцевой С.Г. установлена и выплачивается Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Пензе Пензенской области, как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, то права на получение ежемесячной денежной выплаты как ветеран труда в соответствии с Законом Пензенской области N 750- ЗПО "О мерах социальной поддержки отдельной категории граждан, проживающих на территории Пензенской области", Устьянцева С.Г. не имеет.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 13 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Устьянцевой С.Г. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.П. Прошина
Судьи Л.В. Усанова
Е.В.Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.