судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Окуневой Л.А., Репиной Е.В.,
при секретаре Будановой Н.С.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. дело по апелляционной жалобе администрации города Пензы на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 14 августа 2017 г., которым постановлено:
Административный иск прокурора Октябрьского района г. Пензы к административному ответчику администрации г. Пензы и Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы об оспаривании бездействия по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества:
-участка теплотрассы от ТК 1124/6 по ул. Гагарина, 6, протяженностью 50 м.п.;
-теплотрассы от ЦТП 337 к жилому дому N 89 по пр. Строителей г. Пензы, протяженностью 69 м.п., год постройки 1990;
-теплотрассы от ТК 1714 до ОАО "Пензаторгстроймонтаж" по ул. Аустрина г. Пензы, протяженностью 1800 м.п., способ прокладки - подземный, год постройки 1976;
-тепловых сетей от ТК 1124 по ул. Литейной г. Пензы к ГБУЗ Клиническая больница N 5 г. Пензы;
-тепловых сетей от ТК до жилого дома N 19 по ул. Минская г. Пензы, протяженностью 28 м.п., год постройки 2012, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Обязать Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества:
-участка теплотрассы от ТК 1124/6 по ул. Гагарина, 6, протяженностью 50 м.п.;
-теплотрассы от ЦТП 337 к жилому дому N 89 по пр. Строителей г. Пензы, протяженностью 69 м.п., год постройки 1990;
-теплотрассы от ТК 1714 до ОАО "Пензаторгстроймонтаж" по ул. Аустрина г. Пензы, протяженностью 1800 м.п., способ прокладки - подземный, год постройки 1976;
-тепловых сетей от ТК 1124 по ул. Литейной г. Пензы к ГБУЗ Клиническая больница N 5 г. Пензы;
-тепловых сетей от ТК до жилого дома N 19 по ул. Минская г. Пензы, протяженностью 28 м.п., год постройки 2012, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в срок до 31.12.2017.
Признать незаконным бездействие Управления муниципального имущества администрации г. Пензы и администрации г. Пензы, выразившееся в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:
-теплотрассу от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы, протяженность 1800 м.п., год постройки 1983, кадастровый N, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.11.2011 сделана запись регистрации N.
Обязать Управление муниципального имущества администрации г. Пензы и администрацию г. Пензы осуществить в полном объеме предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на признание и оформление права муниципальной собственности на объект теплоснабжения:
-теплотрассу от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы, протяженность 1800 м.п., год постройки 1983, кадастровый N, принята на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.11.2011 сделана запись регистрации N, в том числе, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, с заявлением о регистрации права муниципальной собственности в срок до 31.12.2017.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пензенской области Лункина С.А., действующего на основании доверенности, представителя администрации г.Пензы и Управления муниципального имущества администрации г. Пензы по доверенности Николаевой Т.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Пензы обратился в суд с административным иском, в котором просил с учетом уточнения заявленных требований признать незаконным бездействие Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: участка теплотрассы ТК 1124/6 по ул. Гагарина, 6, протяженностью 50 м.п.; теплотрассы от ЦТП 337 к жилому дому N 89 по пр. Строителей г. Пензы, протяженностью 69 м.п., год постройки 1990; теплотрассы от ТК 1714 до ОАО "Пензаторгстроймонтаж" по ул. Аустрина г. Пензы, протяженностью 1800 м.п., способ прокладки - подземный, год постройки 1976; тепловых сетей от ТК 1124 по ул. Литейной г. Пензы к ГБУЗ Клиническая больница N 5 г. Пензы; тепловых сетей от ТК до жилого дома N 19 по ул. Минская г. Пензы, протяженностью 28 м.п., год постройки 2012, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; обязать Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратиться с заявлением о постановке на учет указанного недвижимого имущества как бесхозяйного; признать незаконным бездействие Управления муниципального имущества администрации г. Пензы и администрации г. Пензы, выразившееся в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: теплотрассу от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы, протяженность 1800 м.п., год постройки 1983, кадастровый N, обязав административных ответчиков осуществить в полном объеме предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на признание и оформление права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что в ходе проверки соблюдения законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2016-2017г.г., проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Пензы, было установлено, что на территории Октябрьского района города Пензы имеются вышеуказанные участки теплотрассы и тепловые сети, при этом документы, устанавливающие право собственности какого-либо лица на данное имущество, отсутствуют. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в реестре муниципальной собственности города Пензы эти объекты не числятся. Однако, каких-либо действенных мер по осуществлению регистрации права на указанные объекты со стороны органа местного самоуправления не последовало, необходимые для государственной регистрации документы о признании названных участков тепловых сетей бесхозяйными в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, не поданы.
Также установлено, что в 2011 году по заявлению администрации города на учет в качестве бесхозяйного была поставлена теплотрасса от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы. Однако, действий, направленных на признание права муниципальной собственности данных объектов, с 2011 года по 2016 год администрацией города не принималось.
Бездействие администрации города Пензы, по мнению прокурора, не соответствует требованиям действующего законодательства, в результате чего существует реальная угроза окружающей природной среде, нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества, на благоприятную окружающую среду.
Октябрьский районный суд г. Пензы постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление муниципального имущества администрации г. Пензы просит решение суда отменить, как незаконное, указав, что доказательств отнесения тепловых сетей к бесхозяйным вещам, не представлено; спорные тепловые сети проложены до жилых многоквартирных домов, в связи с чем являются общим имуществом собственников жилых помещений в доме. Судом не учтено, что административными ответчиками проводились мероприятия, направленные на постановку тепловых сетей в качестве бесхозяйных, то есть бездействие допущено не было.
В судебное заседание апелляционной инстанции заинтересованное лицо Управление ЖКХ г. Пензы, извещенное надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явилось, в связи с чем на основании части 6 статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
В суд апелляционной инстанции от административного истца прокурора Октябрьского района г. Пензы поступило заявление в письменной форме об отказе от исковых требований к администрации города Пензы и Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: участка теплотрассы ТК 1124/6 по ул. Гагарина, 6, протяженностью 50 м.п.; теплотрассы от ЦТП 337 к жилому дому N 89 по пр. Строителей г. Пензы, протяженностью 69 м.п., год постройки 1990; теплотрассы от ТК 1714 до ОАО "Пензаторгстроймонтаж" по ул. Аустрина г. Пензы, протяженностью 1800 м.п., способ прокладки - подземный, год постройки 1976; тепловых сетей от ТК 1124 по ул. Литейной г. Пензы к ГБУЗ Клиническая больница N 5 г. Пензы, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; о понуждении Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратиться с заявлением о постановке на учет указанного недвижимого имущества как бесхозяйного; о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества администрации г. Пенза и администрации г. Пензы, выразившегося в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: теплотрассу от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы, протяженность 1800 м.п., год постройки 1983, кадастровый N, и понуждении административных ответчиков осуществить в полном объеме предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на признание и оформление права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Данное заявление поддержано в судебном заседании представителем административного истца старшим прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пензенской области Лункиным С.А.
Проверив материалы дела, обсудив поступившее заявление административного истца по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 4 статьи 39, части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами истца, в том числе правом отказаться от поданного им административного иска.
В силу части 5 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если отказ прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 194, частью 1 статьи 225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями допускается прекращение производства по делу, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Согласно части 2 статьи 304 названного Кодекса при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Принимая во внимание, что настоящее административное дело возбуждено по заявлению прокурора Октябрьского района г. Пензы, который в установленном процессуальным законодательством порядке отказался от части заявленных требований в связи с их добровольным удовлетворением, о чем заявил в суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры, заявление об отказе от требований подписано прокурором, последствия принятия отказа от требований известны, отказ прокурора от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют, судебная коллегия считает, что следует принять отказ прокурора от заявленных требований, отменить состоявшееся решение суда в части требований, по которым принят отказ от иска, и производство по административному делу в данной части прекратить.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает решение суда в остальной части законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Исходя из положений части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании пункта 8 части 1 статьи 2 Положения об Управлении муниципального имущества администрации города Пензы, являющегося приложением к решению Пензенской городской Думы от 29 мая 2009 г. N 55-6/5, Управление муниципального имущества администрации города Пензы, являясь структурным подразделением администрации города Пензы, осуществляет в установленном законодательством порядке принятие на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, бесхозяйных недвижимых вещей, находящихся на территории города Пензы, осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, находящиеся на территории города Пензы, в том числе путем обращения в судебные органы с заявлениями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на территории Октябрьского района города Пензы имеется участок тепловой сети от ТК до жилого дома N 19 по ул. Минская г. Пензы. Данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в реестре муниципальной собственности города Пензы не числится.
Удовлетворяя иск прокурора о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных тепловых сетей в отношении участка тепловой сети от ТК до жилого дома N 19 по ул. Минская г. Пензы, суд признал установленным и исходил из того, что данная тепловая сеть является бесхозяйной недвижимой вещью, поскольку ее собственник не установлен, при этом необходимых мер по постановке бесхозяйной вещи на учет орган местного самоуправления не принимает.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Доводы жалобы об отсутствии со стороны административного ответчика бездействия по принятию на учет спорного участка тепловой сети, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку доказательств, свидетельствующих о принятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества районному суду, а также в суд апелляционной инстанции не представлено.
Ссылка в жалобе на принятие администрацией города Пензы постановления от 29.09.2014 N 1131/5 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение управления муниципальной собственностью города Пенза на 2015-2020 годы", к выполнению которой Управление муниципального имущества администрации города Пензы приступило, направляя неоднократно заявки в МКУ "Центр закупок г. Пензы" на размещение муниципального заказа в форме электронного аукциона "Выполнение кадастровых работ с целью подготовки тех.плана бесхозяйных объектов недвижимости с последующей постановкой на кадастровый учет", таким доказательством не является.
В данном случае из материалов дела следует, что вышеуказанные мероприятия проводились, начиная с июля 2017 года, то есть после обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.
Доводы жалобы о том, что спорные тепловые сети проложены до многоквартирного дома, в связи с чем являются общим имуществом собственников помещений в указанном доме и поэтому не являются бесхозяйными, также не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила N 491), конкретизирован состав общего имущества многоквартирного дома в части сетей энергоснабжения.
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 данных Правил в общее имущество входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения; внутридомовая инженерная система водоотведения; внутридомовая система отопления; внутридомовая система электроснабжения.
На основании пункта 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно подпункту "а" пункта 1 данных Правил состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию определяется собственниками помещений в многоквартирном доме общего имущества.
Пунктами 3 и 4 Правил N 491 предусмотрено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.
Вместе с тем, данных о том, что при вводе многоквартирного дома по ул. Минская, 19 в г. Пензе в эксплуатацию спорный участок тепловых сетей передавался от застройщика собственникам помещений в данном доме, не представлено.
Сведения о кадастровом учете спорного участка тепловых сетей в качестве линейного сооружения (трубопровода) и государственной регистрации прав на него в материалах дела отсутствуют.
Доказательства принятия собственниками дома решения о включении в состав общего имущества спорного участка сетей, находящихся за пределами многоквартирного дома, административным ответчиком также не представлены.
Учитывая изложенное, а также то, что спорные тепловые сети находятся за пределами внешних границ стен жилого дома, они в силу пункта 8 Правил N 491 являются наружными и не могут быть общим имуществом собственников помещений в указанном доме.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда по существу административного спора, основаны на ошибочном толковании норм права и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене решения.
Руководствуясь статьями 157, 304, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора Октябрьского района г. Пензы от административного иска к администрации города Пензы и Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: участка теплотрассы ТК 1124/6 по ул. Гагарина, 6, протяженностью 50 м.п.; теплотрассы от ЦТП 337 к жилому дому N 89 по пр. Строителей г. Пензы, протяженностью 69 м.п., год постройки 1990; теплотрассы от ТК 1714 до ОАО "Пензаторгстроймонтаж" по ул. Аустрина г. Пензы, протяженностью 1800 м.п., способ прокладки - подземный, год постройки 1976; тепловых сетей от ТК 1124 по ул. Литейной г. Пензы к ГБУЗ Клиническая больница N 5 г. Пензы, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; о понуждении Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратиться с заявлением о постановке на учет указанного недвижимого имущества как бесхозяйного; о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества администрации г. Пенза и администрации г. Пензы, выразившегося в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: теплотрассу от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы, протяженность 1800 м.п., год постройки 1983, кадастровый N, и понуждении административных ответчиков осуществить в полном объеме предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на признание и оформление права муниципальной собственности на данный объект недвижимости.
Решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 14 августа 2017 г. в этой части отменить, производство по делу по административному иску прокурора Октябрьского района г. Пензы к администрации города Пензы и Управлению муниципального имущества администрации г. Пензы о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества администрации г. Пензы, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: участка теплотрассы ТК 1124/6 по ул. Гагарина, 6, протяженностью 50 м.п.; теплотрассы от ЦТП 337 к жилому дому N 89 по пр. Строителей г. Пензы, протяженностью 69 м.п., год постройки 1990; теплотрассы от ТК 1714 до ОАО "Пензаторгстроймонтаж" по ул. Аустрина г. Пензы, протяженностью 1800 м.п., способ прокладки - подземный, год постройки 1976; тепловых сетей от ТК 1124 по ул. Литейной г. Пензы к ГБУЗ Клиническая больница N 5 г. Пензы, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; о понуждении Управление муниципального имущества администрации г. Пензы обратиться с заявлением о постановке на учет указанного недвижимого имущества как бесхозяйного; о признании незаконным бездействия Управления муниципального имущества администрации г. Пенза и администрации г. Пензы, выразившегося в непринятии мер по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество: теплотрассу от ТК 1714 до жилого дома N 133 по ул. Аустрина г. Пензы, протяженность 1800 м.п., год постройки 1983, кадастровый N, и понуждении административных ответчиков осуществить в полном объеме предусмотренные законодательством мероприятия, направленные на признание и оформление права муниципальной собственности на данный объект недвижимости прекратить.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципального имущества администрации г. Пензы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.