Пензенский областной суд в составе
судьи Окуневой Л.А.,
при секретаре Будановой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Терехина Н.В. к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Терехин Н.В. обратился в Пензенский областной суд с административным иском к Правительству Пензенской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 7 земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, а именно:
- с кадастровым N, общей площадью 14 924 053 кв.м, расположенного примерно в 9 000 м по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 3 230 004 кв.м, расположенного примерно в 1 300 м по направлению на северо-восток от ориентира "адрес", адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 1 092 800 кв.м, расположенного примерно в 6 300 м по направлению на юго-запад от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 1 128 500 кв.м, расположенного примерно в 7 100 м по направлению на юго-восток от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 673 500 кв.м, расположенного примерно в 8 600 м по направлению на юго-восток от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 975 000 кв.м, расположенного примерно в 7 400 м по направлению на юг от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 4430000 кв.м, расположенного в 4-х км северо-восточнее "адрес".
Требование мотивировано тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает его права, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств и увеличение размера арендной платы, исчисляемых из кадастровой стоимости земельных участков.
Просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, а именно: с кадастровым номером N - 17 909 000 руб., N - 3 876 000, N - 1 311 000 руб., N - 1 354 000 руб., N - 889 000 руб., N - 1 287 000 руб., N - 5 139 000 руб.
Административный истец Терехин Н.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов Юмину К.С. (доверенность от 10 ноября 2017 г.), который в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Одновременно просил о восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области Савельева Е.В. (доверенность от 6 октября 2017 г.) разрешение заявленных требований, а также ходатайство о восстановлении срока оставила на усмотрение суда, пояснив, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области проведена в соответствии с действующим законодательством.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области по доверенности Серикова В.В. (доверенность от 19 октября 2017 г.) разрешение заявленных требований, а также ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением оставила на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области Агапова Ю.С. (доверенность от 25 октября 2017 г.), разрешение заявленных требований и ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с заявлением также оставила на усмотрение суда.
Представители заинтересованных лиц администрации Русско-Камешкирского сельсовета Камешкирского района Пензенской области и администрации Камешкирского района Пензенской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Терехин Н.В. является собственником 6 земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, а именно:
- с кадастровым N, общей площадью 14 924 053 кв.м, расположенного примерно в 9 000 м. по направлению на юго-восток от ориентира административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 3 230 004 кв.м, расположенного примерно в 1 300 м по направлению на северо-восток от ориентира "адрес", адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 1 092 800 кв.м, расположенного примерно в 6 300 м по направлению на юго-запад от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 1 128 500 кв.м, расположенного примерно в 7 100 м по направлению на юго-восток от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 673 500 кв.м, расположенного примерно в 8 600 м по направлению на юго-восток от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес";
- с кадастровым N, общей площадью 975 000 кв.м, расположенного примерно в 7 400 м по направлению на юг от ориентира - административного здания, адрес ориентира: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23 июня 2008 г. N, от 02 июня 2008 г. N, от 6 ноября 2008 г. NN "данные изъяты" (л.д.15-20).
Также установлено, что Терехин Н.В. является арендатором земельного участка с кадастровым N, общей площадью 4430000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного в 4-х км северо-восточнее "адрес", на основании договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 26 апреля 2000 г. (л.д.21-32).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, следует признать, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости названных земельных участков, поскольку результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права как собственника земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", арендная плата за который определяется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ). На основании части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 ст. 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" определена в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 7 сентября 2012 г. N 645-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области" по состоянию на 1 января 2011 г. в следующем размере: с кадастровым номером N - 88 044 576, 47 руб., N - 21 574 826 руб., N - 4 491 408 руб., N - 6 353 455 руб., N - 3 279 945 руб., N - 6 903 000 руб., сведения о кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены в реестр объектов недвижимости 19 октября 2012 г., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 сентября 2017 г. NN "данные изъяты" (л.д.8-13).
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 58"данные изъяты", следует считать 1 января 2011 г.
Что касается земельного участка с кадастровым N, то его кадастровая стоимость установлена органом кадастрового учета в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222, в соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 4 октября 2017 г. и составила 108 461 900 руб., сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в реестр объектов недвижимости 30 октября 2012 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 3 ноября 2017 г. N.
В соответствии с частью 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Исходя из изложенного, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым N, следует считать 4 октября 2017 г.
В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от 29 декабря 2017 г. N, от 4 ноября 2017 г. N (далее-отчеты), подготовленные оценщиком ООО "данные изъяты"А.Р.И., согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков составила: с кадастровым номером N - 17 909 000 руб., N - 3 876 000 руб., N - 1 311 000 руб., N - 1 354 000 руб., N - 889 000 руб., N - 1 287 000 руб. по состоянию на 01 января 2011 г., а с кадастровым N - 5 139 000 руб. по состоянию на 4 октября 2017 г. (л.д.34-131, 132-204).
Суд, исследовав отчеты, приходит к выводу о том, что они выполнены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.
В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которым относятся оцениваемые объекты, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных земельных участков. Провел подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнил необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчетах сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названных земельных участков. В отчетах объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, а также учитывая, что иных доказательств, которые опровергли бы рыночную стоимость земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено, суд не находит оснований ставить указанные отчеты под сомнение.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельных участков: с кадастровым номером N в размере 17 909 000 руб., N - 3 876 000 руб., N - 1 311 000 руб., N - 1 354 000 руб., N - 889 000 руб., N - 1 287 000 руб. по состоянию на 01 января 2011 г., а с кадастровым N - 5 139 000 руб. по состоянию на 4 октября 2017 г.
При таких обстоятельствах требования Терехина Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном их рыночной стоимости подлежат удовлетворению.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
На основании пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае Терехин Н.В. первоначально обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков 4 декабря 2017 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2017 г.
Из пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Правительством Пензенской области до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пензенской области.
Материалами дела достоверно подтверждено, что административный истец свое волеизъявление, направленное на оспаривание кадастровой оценки земельных участков, выразил до истечения пятилетнего срока с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, а именно 18 сентября 2017 г., когда заключил договор на проведение оценки.
Поскольку до настоящего времени очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Пензенской области в срок, установленный статьей 24.12Закона об оценочной деятельности не проведена, то с учетом вышеизложенных конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Терехину Н.В. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Доводы представителя административного ответчика Правительства Пензенской области о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Доводы представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пензенской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является субъектом спорных правоотношений, несостоятельны и противоречат положениям статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности; пунктам 1 и 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457;пунктам 1, 7 Положения об Управлении Росреестра по Пензенской области, утвержденного Приказом Росреестра от 30 мая 2016 г. N П/263, согласно которым названный государственный орган осуществляет функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Терехина Н.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенных в "адрес", в размере, равном их рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2011 г., а именно:
- с кадастровым N, общей площадью 14 924 053 кв.м - 17 909 000 (семнадцать миллионов девятьсот девять тысяч) рублей;
- с кадастровым N, общей площадью 3 230 004 кв.м - 3 876 000 (три миллиона восемьсот семьдесят шесть тысяч) рублей;
- с кадастровым N, общей площадью 1 092 800 кв.м - 1 311 000 (один миллион триста одиннадцать тысяч) рублей;
- с кадастровым N, общей площадью 1 128 500 кв.м - 1 354 000 (один миллион триста пятьдесят четыре тысячи) рублей;
- с кадастровым N, общей площадью 673 500 кв.м - 889 000 (восемьсот восемьдесят девять тысяч) рублей;
- с кадастровым N, общей площадью 975 000 кв.м - 1 287 000 (один миллион двести восемьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым N, общей площадью 4430000 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенного в 4-х км северо-восточнее "адрес", по состоянию на 4 октября 2017 г. в размере равном его рыночной стоимости 5 139 000 (пять миллионов сто тридцать девять тысяч) рублей.
Датой подачи Терехиным Н.В. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 4 декабря 2017 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 декабря 2017 г.
Судья Л.А. Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.