Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Старинском А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе в здании Пензенского областного суда дело по жалобе должностного лица - секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее УФАС по Пензенской области) "данные изъяты" от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 07 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении должностного лица - секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты" от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" должностное лицо - секретарь конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаева Р.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо - секретарь конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаева Р.Д. обратилась с жалобой в Первомайский районный суд г. Пензы, в которой содержалась просьба об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 07 декабря 2017 года постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 14 ноября 2017 г. N 5-11/162-2017 оставлено без изменения, жалоба должностного лица -секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" г. и решением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 07 декабря 2017 года, должностное лицо - секретарь конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаева Р.Д. подала жалобу в Пензенский областной суд, в которой просила вышеуказанные процессуальные акты отменить, указав, что выявленное нарушение допущено ею по причине невнимательности, отсутствия опыта работы, выполнения значительного объема работы одновременно.
Податель жалобы указывает в ней, что административное правонарушение допущено впервые, ранее к административной ответственности она не привлекалась, нарушение не причинило существенного вреда охраняемым общественным отношениям и не повлекло негативных последствий, у неё тяжелое материальное положение, на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок, штраф в сумме 15 000 рублей для неё является слишком суровым наказанием.
В жалобе заявитель просит признать правонарушение малозначительным, отменить постановление должностного лица административного органа, ограничиться устным замечанием.
В судебном заседании должностное лицо - секретарь конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаева Р.Д. доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить в полном объеме, обжалуемые процессуальные акты отменить.
Представитель УФАС по Пензенской области по доверенности Тишкина И.В. доводы жалобы не признала, просила в удовлетворении жалобы отказать, обжалуемые процессуальные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения должностного лица - секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д., объяснения представителя УФАС по Пензенской области по доверенности Тишкиной И.В., прихожу к следующему.
В силу ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года (далее Закон о контрактной системе) под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких извещений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Если в конкурсную документацию такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.
В силу части 1 статьи 107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (статья 2.4 КоАП РФ).
Оставляя постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты" от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" судья районного суда установилаи обоснованно исходила из того, что 30 ноября 2016 года в 17 часов 17 минут по адресу г. Пенза, ул. Лермонтова, 36 на официальном сайте "данные изъяты" секретарем конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. было размещено извещение о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Управления (ОСАГО)" (извещение N "данные изъяты" Начальная максимальная цена контракта составляет "данные изъяты" рублей. Дата и время подачи заявок - 30 ноября 2016 года. Дата и время окончания подачи заявок - 21 декабря 2016 года в 10-00. Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени) - 21 декабря 2016 года в 10-00. Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (по местному времени) - 21 декабря 2016 года.
На основании ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области были внесены изменения в документацию в части неверно указанного расчетного счета 08 декабря 2016 года в 13-20.
Заявки на участие в открытом конкурсе предоставляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Каждый конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, каждая поданная в форме электронного документа заявка на участие в открытом конкурсе, поступившие в срок, указанный в конкурсной документации, регистрируются заказчиком, специализированной организацией. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе, на котором не указана информация о подавшем его лице и требование о предоставление соответствующей информации не допускаются (ч.6 ст. 51 Закона)
30 ноября 2016 года ЗАО "МАКС" через представителя Казакевича К.И. предоставил конверт с заявкой Управлению Роспотребнадзора по Пензенской области.
О получении конверта с заявкой N 2 на участие в конкурсе секретарь конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаева Р.Д., как должностное лицо, выдала представителю ЗАО "МАКС" 30 ноября 2016 года в 17-23 расписку.
26 декабря 2016 года Управлением Роспотребнадзора по Пензенской области был опубликован Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Согласно указанному Протоколу вскрыты конверты с заявками ПАО СК "РОСГОССТРАХ" И САО "ВСК".
Таким образом, конверт с конкурсной заявкой ЗАО "МАКС" конкурсной комиссией Управления Роспотребнадзора по Пензенской области не вскрывался, заявка не рассматривалась, порядок приема заявок на участие в определении поставщика был нарушен.
Приказом от 23 ноября 2015 года N 456-лс руководителя Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Перекусихина М.В. Джуманходжаева Р.Д. переведена и назначена на должность ведущего специалиста - эксперта отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
В соответствии с п. 3.2.17.9 Должностного регламента, утвержденного руководителем Управления Роспотребнадзора по Пензенской области "данные изъяты" 23 ноября 2015 года, основными обязанностями ведущего специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения является, в том числе, обеспечение осуществления закупок.
В связи с чем, должностное лицо административного органа верно пришло к выводу о нарушении должностным лицом (Джуманходжаевой Р.Д.) Управления Роспотребнадзора по Пензенской области ч. 11 ст. 51 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик, специализированная организация обеспечивают сохранность конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе и обеспечивают рассмотрение содержания заявок на участие в открытом конкурсе только после вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, в том числе поданных в форме электронных документов заявок на участие в открытом конкурсе, не вправе допускать повреждение этих конвертов, осуществлять открытие доступа к таким заявкам до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Факт совершения секретарем конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и её вина подтверждается доказательствами: делом об административном правонарушении "данные изъяты" года УФАС по Пензенской области; протоколом об административном правонарушении "данные изъяты" от 07 ноября 2017 года, постановлением об административном правонарушении "данные изъяты" от 14 ноября 2017 года; решением комиссии УФАС по Пензенской области по делу "данные изъяты" от 16 января 2017 г.; объяснениями Джуманходжаевой Р.Д., из которых следует, что она вину признает, раскаивается в содеянном.
Действия секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. по ч. 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ должностным лицомадминистративного органа квалифицированы правильно, наказание назначено верно в пределах санкции пункта 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренном ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений требований норм материального и процессуального права по делу не допущено.
Довод жалобы секретаря конкурсной комиссии Управление Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. о малозначительности данного правонарушения не принимаю во внимание, поскольку как должностным лицом административного органа, так и судьей районного суда правильно сделан вывод об отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку нарушения Закона о контрактной системе не могут быть признаны малозначительными, так как посягают на установленный государством механизм осуществления государственного контроля за исполнением контрактов для государственных и муниципальных нужд. Ответственность за данное административное правонарушение законодатель не связывает с наступлением каких-либо конкретных вредных последствий охраняемым правоотношениям и степенью их тяжести.
Кроме того, нарушение порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), выразившееся в непередаче заявки ЗАО "МАКС" для рассмотрения комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области нарушает права данного участника закупки.
Джуманходжаевой Р.Д. в связи с её занимаемой должностью и полномочиями должно было быть известно о последствиях совершаемых действий, но мер по недопущению и предотвращению нарушений законодательства о контрактной системе ею принято не было.
С учетом изложенного, поскольку малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела, то оснований для переоценки выводов как должностного лица административного органа, так и судьи районного суда не усматриваю.
Жалоба секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. не содержит доводов, влекущих отмену или изменение законно постановленных постановления и решения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей назначено секретарю конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. обоснованно, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Нарушений как процессуальных, так и материальных норм законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении по делу не допущено.
Таким образом, считаю, что основания для отмены, либо изменения постановления заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты". от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решения судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 07 декабря 2017 года отсутствуют.
В связи с чем, постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты" от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 07 декабря 2017 года следует оставить без изменения, жалобу секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.6, п.1 ч. 1 ст.30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Пензенского областного суда
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя УФАС по Пензенской области "данные изъяты" от 14 ноября 2017 г. "данные изъяты" и решение судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу секретаря конкурсной комиссии Управления Роспотребнадзора по Пензенской области Джуманходжаевой Р.Д. оставить без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.