Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Минаева Е. В.,
судей Турлаева В. Н., Меньшова С. В.,
при секретаре судебного заседания Вяхиревой И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 сентября 2017 года
по исковому заявлению Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н., также выступающей в интересах несовершеннолетних Горбатенко С. П. и Горбатенко А. П., к администрации Минераловодского городского округа об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
установила:
Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н., действующая также в интересах несовершеннолетних Горбатенко С. П. и Горбатенко А. П., обратились в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края:
- об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа;
- о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа;
- о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа в с. ... в период с 24.05.2017;
- об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В обоснование своих требований истцы указали, что в конце мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация в результате обильных дождей. Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24.05.2017 N 1216 на территории с. ... был введен режим чрезвычайной ситуации. Домовладение по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., где они постоянно проживают, оказалось в зоне затопления. В результате такого подтопления все их имущество (мебель, бытовая техника, одежда, обувь, постельные принадлежности), продукты питания и предметы первой необходимости испорчены и восстановлению не подлежат, также был затоплен огород, где были посажены овощи. Согласно акту от 31.05.2017 обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период с 24.05.2017 в Минераловодском городском округе, с. ..., по адресу пострадавшего жилого дома по пер. ... с. ..., степень повреждения имущества - полная, стоимость утраченного имущества - ... рублей. 30.05.2017 они обратились в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о включении их в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа в с. ... в период с 24.05.2017. Однако им в этом было отказано по причине отсутствия их регистрации в попавшем в зону затопления жилом доме по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., и им было рекомендовано обратиться в суд. Считают такой отказ незаконным, поскольку факт их постоянного проживания в спорном жилом доме подтверждается актом председателя уличного комитета от 29.05.2017 и свидетельскими показаниями. Считают, что в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" у них имеется право на возмещение ущерба, причиненного в результате полной утраты имущества вследствие подтопления территории Минераловодского городского округа.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н., действующей также в интересах несовершеннолетних Горбатенко С. П. и Горбатенко А. П., отказано.
В апелляционной жалобе истцы Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н. просят указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ими требований, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в иске, а также на несогласие с выводом суда о недоказанности факта их постоянного проживания в спорном домовладении, попавшем в зону подтопления в мае 2017 года в результате обильных дождей на территории Минераловодского городского округа. Считают, что суд в должной мере не исследовал представленные ими доказательства их постоянного проживания в спорном жилом доме, не учел полную утрату ими имущества первой необходимости, находившегося в этом доме. При разрешении спора суд не принял во внимание, что отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием для защиты их прав, поскольку право на получение мер социальной поддержки лицами, фактически постоянно проживающими, но не имеющими по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в пострадавшем районе. Отказывая в удовлетворении иска, суд неправомерно исходил из того, что спорный жилой дом исключен из жилого фонда г. Минеральные Воды и Минераловодского района, поскольку они об этом не знали, их об этом никто не уведомлял, они являются добросовестными приобретателями, право собственности на жилой дом по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., зарегистрировано 21.09.2016 в установленном законом порядке на имя Горбатенко А. А.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, представители третьих лиц Правительства Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края, Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, ГУ МВД России по Ставропольскому краю и Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю, которые о дате, времени и месте слушания дела извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, инвентарное дело N ... на домовладение по пер. ... в с. ... Минераловодского района Ставропольского края, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав истцов Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н., в полном объеме поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края Фурманову В. В., считающую приведенные в апелляционной жалобе доводы несостоятельными и просившую отказать в их удовлетворении, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
Согласно п. "л" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
П. 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 000 рублей на человека).
В силу ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций (ст. 264 ГПК РФ).
Понятие места жительства раскрывается в ст. 20 Гражданского кодекса РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, ст. 150 Гражданского кодекса РФ).
На основании ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 названного Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно ст. 2 данного Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Поскольку такая регистрация подтверждает волеизъявление лица, осуществившего свой выбор места жительства, то за исключением случаев, свидетельствующих о нарушениях прав гражданина при регистрации, жилое помещение, по которому зарегистрирован гражданин по месту жительства, определяет его место жительства.
Судом установлено, что администрацией Минераловодского городского округа 09.06.2017 отказано во включении Горбатенко А. А., Горбатенко П. А., Горбатенко М. Н. и ее несовершеннолетних детей Горбатенко С. П. и Горбатенко А. П. в список граждан на предоставление единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества и разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение включаются в соответствующие списки на основании принятых судебных решений.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ осуществление по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация и последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и объектов Российской Федерации.
В развитие указанных конституционных положений, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной пасти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп. 5 п. 2).
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Этим законом предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18).
При этом названный Федеральный закон не конкретизирует условия и объем подлежащего возмещению ущерба, а в п. 2 ст. 18 регламентирует, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также пений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в силу п. п. "а" и "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанных выше нормативных предписаний Государственной Думой Ставропольского края принят Закон Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", целью которого согласно его ст. 2 является социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для поддержания уровня их жизни, улучшения социально-экономического положения.
В силу пп. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично траченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации указанного Закона Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз приказом Министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13.02.2012 N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, водителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно п. 2 указанного Порядка единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и Министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Согласно материалам дела в мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2017 N 344-р "О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации" в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением ровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24.05.2017 N 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.
В зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весенне-летним паводком 2017 года, оказалось домовладение по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ...
Как установлено судом, на основании постановления главы Левокумской сельской администрации г. Минеральные Воды N ... от 15.11.1992 Гобратенко А. А. принадлежат на праве собственности жилой дом и земельный участок с кадастровым номером ..., расположенные по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 28.08.2017.
Из содержания инвентарного дела N ... на домовладение по адресу: Минераловодский район, с. ..., пер. ..., а также материалов гражданского дела следует, что указанный дом исключен из реестра жилого фонда, как дом, разрушившийся в результате паводка, прошедшего в июне 2002 года, владельцам указанного жилого строения было запрещено восстановление, реконструкция или новое строительство жилья на земельном участке, подвергшемся наводнению до подготовки мероприятий по инженерной защите территорий, подвергшихся наводнению, затоплениям и паводкам. При этом владельцем спорного домовладения получен сертификат на приобретение жилья, чего истец Горбатенко А. А. не оспаривал в судебном заседании 25.09.2017 и что отражено в соответствующем протоколе судебного заседания (л. д. 88).
Согласно Постановлению главы г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20.02.2003 N 327 "Об исключении из жилого фонда жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, разрушившихся в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года", исключен из жилого фонда дом по адресу: с. ..., пер. ...
Таким образом, судом установлено, что в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Минераловодского района, спорный жилой дом признан непригодным для проживания и исключен из жилищного фонда, не реконструировался и жилым в установленном законом порядке не признавался.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Соответственно, жилые дома функционально предназначены для постоянного проживания граждан. Именно пригодность к проживанию в течение всех сезонов, а не только в летнее время, отличает жилое помещение от садового, предназначенного для отдыха, временного пребывания. Статус жилого помещение приобретает только с момента соответствующей регистрации в качестве такового в регистрирующем органе.
Приобретению статуса жилого помещения (дома) должно предшествовать оформление необходимой технической документации, а также отнесение в установленном порядке объекта недвижимости к жилищному фонду.
Порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Доказательств, подтверждающих, что спорное строение на момент чрезвычайной ситуации в мае 2017 года признано в установленном порядке пригодным для проживания, то есть являлось жилым помещением, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что на день объявления режима чрезвычайной ситуации 24 мая 2017 года спорное помещение не отвечало требованиям жилого.
При этом, учитывая то, что в соответствии с действующим порядком право на предоставления мер социальной поддержки имеют граждане, постоянно проживавшие на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, попавших в зону затопления, а домовладение, в котором проживают истцы, жилым помещением не являлось, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что доказательством принадлежности дома к жилому фонду является факт наличия о нем сведений в ЕГРН, отклоняется судебной коллегией, поскольку при наличии документов, свидетельствующих об исключении жилого дома из жилого фонда жилых домов и получении жилищного сертификата прежним владельцем, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что дом является жилым помещением. Более того, сведения о Горбатенко А. А., как о собственнике спорного домовладения внесены в ЕГРН на основании постановления главы Левокумской сельской администрации г. Минеральные Воды Ставропольского края N ... от 15.11.1992, то есть до его исключения из жилого фонда в соответствии с вышеуказанным постановлением главы г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20.02.2003 N 327.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 сентября 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу истцов Горбатенко А. А., Горбатенко П. А. и Горбатенко М. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.