Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Осиповой И.Г., Кононовой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Геворкяна Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04 октября 2017 года по исковому заявлению Геворкяна Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. к администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Геворкян Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. обратились в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении факта проживания, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества.
В обоснование заявленных требований указали, что в результате обильных дождей в период с 24 по 26 мая 2017 года произошло наводнение и садовый домик был затоплен, а все находившееся в нем имущество их семьи было утрачено. В мае 2017 года они обратились с заявлением в администрацию Минераловодского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором они проживают, оказался в зоне чрезвычайной ситуации, однако в этом им было отказано в связи с отсутствием регистрации в этом садовом домике и так как он жилым не является. Считали, что домик пригоден для постоянного проживания и отсутствие регистрации в нем не должно ограничивать их право на возмещение ущерба в результате чрезвычайной ситуации.
Просили суд: установить юридический факт постоянного проживания Геворкяна Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, ***, садоводческое товарищество "Б.", ул. ***,***; признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского района; обязать администрацию Минераловодского городского округа включить их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате ЧС, возникшей из-за обильных дождей и наводнения на территории ЧС в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 года; обратить решение к немедленному исполнению.
Обжалуемым решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04 октября в удовлетворении исковых требований Геворкян Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. к администрации Минераловодского городского округа, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Геворкян Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. просят решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на несогласие с решением суда по мотиву его незаконности и необоснованности, постановленном при неправильном определении судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов указывают, что постановленным судебным решением было нарушено их право на возмещение ущерба, причиненного имуществу и здоровью в результате ЧС предусмотренное законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", поскольку в результате наводнения ими было утрачено все имущество первой необходимости, других жилых помещений, кроме дома в СНТ "Б.", у них в собственности нет. Несмотря на то, что Геворкян Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкян Г.М. зарегистрированы по другим адресам, в указанных жилых помещениях они не проживают, принадлежащих им вещей в них не имеется.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения, Геворкян С.Н., поддержавшей доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Списки пострадавших, имеющих право на получение компенсаций, составляют уполномоченные органы исполнительной власти тех субъектов РФ, на территории которых возникла ЧС, а именно правительства (администрации) данных субъектов.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В силу п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 года N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны", мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.
В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года N 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае.
Согласно п. 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.
Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Геворкян Г.Г. с 18.09.2015 зарегистрирован по адресу: ***, НСТ "Р.", ***, ***; Геворкян Г.М. с 03.02.2012 зарегистрирован по адресу: г. ***, ул. ***, ***, кв. ***; Геворкян С.Н. с 10.11.2006 зарегистрирована по адресу: ***, ***, ***, ***, ***0.
В ходе рассмотрения дела истец Геворкян С.Н. пояснила, что они проживают в доме по адресу: ***, ***, СТ "Б.", ул. ***,***, что также подтверждается справками, выданными СНТ "Б.", актом от 30.05.2017.
Из выписки из ЕГРН от 16.08.2017 и свидетельств о государственной регистрации права серии *** от 18.08.2011 и серии *** от 18.08.2011 следует, что Геворкяну Г.Г. на праве собственности принадлежит садовый домик с кадастровым номером *** назначение - нежилое здание, общая площадь 14,8 кв.м и земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 348 кв.м из земель населенных пунктов, садоводство, расположенных по адресу: ***, ***, ***, СНТ "Б.", участок ***.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 24 мая 2017 года N 1216 с 10 час. 00 мин. 24.05.2017 введен режим чрезвычайной ситуации на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Постановлением администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.07.2017 N 1910 утвержден перечень домовладений на территории Минераловодского городского округа, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации - выпадение значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, в новой редакции, в который вошло и садовое товарищество "Б.", расположенное в селе Левокумка.
Согласно акту обследования имущества, пострадавшего (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъема уровней воды в реках Кума, Джемуха и Суркуль в период 24.05.2017 в Минераловодском городском округе Ставропольского края, село Левокумка от 29.05.2017 пострадал дом по адресу: с. Левокумка, СТ "Б.", ул. ***,***, собственник имущества Геворкян Г.Г., члены семьи пострадавшего (совместно проживающие) Геворкян С.Н., Геворкян Г.М., степень повреждения - полная.
09.06.2017 уведомлениями за N 10а-10/600, N 10а-10/602, N 10а-10/601 администрацией Минераловодского городского округа Ставропольского края на обращения 21_01-28733 Геворкяну Г.М., N 21_01-28733 Геворкян С.Н., N 21_01-28733 Геворкяну Г.Г. во включении в списки граждан для предоставления единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с утратой имущества в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 03.10.2014 N 3-4-87-24-7 отказано. Указано, что граждане, у которых отсутствуют необходимые документы, подтверждающие право на получение единовременной материальной помощи (отсутствие регистрации по месту жительства, отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение), включаются в списки на основании принятых судебных решений.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов с настоящим иском в суд.
Разрешая настоящий спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что садовый домик, в котором проживают истцы, является нежилым строением, на момент затопления садовый дом статуса жилого дома не имел, а потому установление факта постоянного в нем проживания исключается. Установление факта проживания в нежилом здании не порождает правовых последствий, установленных законодателем для возмещения ущерба в результате чрезвычайных ситуаций путем предоставления мер социальной поддержки в случаях утраты имущества первой необходимости в жилых помещениях.
При этом, суд верно указал, что само по себе наличие у истцов нежилого строения на территории подвергшегося затоплению населенного пункта не может служить установленным законом основанием для их признания пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и, соответственно, для предоставления им в связи с этим мер социальной поддержки.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение доводов апелляционной жалобы, поскольку правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменению по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Геворкяна Г.Г., Геворкян С.Н., Геворкяна Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.