Апелляционное определение СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 ноября 2017 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Фомина М.В.
судей Строчкиной Е.А., Болотовой Л.А.
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 14 ноября 2017 года
административное дело по апелляционной жалобе администрации г.Невинномысска
на решение Ставропольского краевого суда от 14 августа 2017 года
по административному делу по административному исковому заявлению АО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственно регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
ОАО "Мир Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" (далее - Общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости - 30900000 рублей по состоянию на 01.01.2015 года.
Уточнив заявленные требования в судебном заседании представитель административного истца просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости установленной в экспертном заключении по состоянию на 01.01.2015 года.
Решением Ставропольского краевого суда от 14 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд постановилрешение:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственной деятельности (земельный участок под объектами транспорта), расположенного : "адрес", в размере его рыночной стоимости - 35356 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственной деятельности (земельный участок под объектами транспорта), расположенного : "адрес".
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения АО "МИР Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 23 декабря 2016 года.
Административное исковое заявление поступило в суд 15 марта 2017 года.
В апелляционной жалобе глава г.Невинномысска просит отменить это решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в установленном законом порядке, по адресам, имеющимся в материалах дела, сведений об отзыве доверенностей не имеется, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителя административного истца Рожкову Н.С., просившую решение суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения Судебная коллегия установиласледующее.
В силу ст. 65 Земельного Кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Положениями ст. 24.18 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года N 222.
Пункт 3 ст. 66 Земельного Кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 11 названного закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственной деятельности (земельный участок под объектами транспорта), расположенного : "адрес" на основании договора аренды, заключенного между ним и комитетом по управлением муниципального имущества администрации города Невинномысска. Срок аренды установлен до 22.10.2056 года.
Земельный участок вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2015 г., результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1380 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае". В результате его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2015 г составила 65443641,40 рубля.
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, заявитель обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В обоснование заявленного требования представитель административного истца представил в суд отчет об определении рыночной стоимости указанного объекта N 369 от 22.11.2016 об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", выполненный оценщиком Службы оценки имущества Независимой оценки имущества и имущественных прав ФИО8., из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка на дату оценки - на 01.01.2015 составляет 30900 000 рублей.
Судом первой инстанции также установлено, что административный истец в соответствии с требованиями федерального законодательства 23.12.2016 обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об изменении кадастровой стоимости. Решением комиссии от 12.01.2017 заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка отклонено.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю, проанализировав представленный административным истцом отчет N 369 от 22.11.2016 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", указала на недостатки в оформлении и содержании данного отчета, на не соответствие его требованиям действующего оценочного законодательства.
В рамках рассмотрения дела судом первой инстанции по ходатайству представителя административного истца назначена и проведена экспертом ООО "Ставропольский экспертный Центр".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N О/037/17 от 10.07.2017, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для производственной деятельности (земельный участок под объектами транспорта), расположенного: "адрес" по состоянию на 01.01.2015 определена в размере - 35356 000 рублей.
Данное экспертное заключение подтверждено допрошенным в судебном заседании экспертом Думбровским А.В.
Не согласившись с решением суда представитель администрации г.Невинномысска обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит под сомнение обоснованность экспертного заключения и достоверность рыночной стоимости, определенной в нем, относительно установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося в г.Невинномысске.
Оценивая доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Экспертиза рыночно стоимости земельного участка проведена на основании материалов дела.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж. В заключении изложено подробное обоснование отказа эксперта от использования доходного и затратного подходов к оценке.
В ходе анализа рынка и нормативно-методической базы оценки экспертом выявлены ценообразующие факторы (элементы сравнения): местоположение (область), дата предложения, подключение к инженерным коммуникациям, состав оцениваемых прав, площадь земельного участка.
Для сравнения эксперт выбрал 4 объекта-аналога, сопоставимых с объектом оценки.
Информация о характеристиках объектов-аналогов получена из объявлений интернет-сайтов. Характеристики объектов-аналогов представлены в таблицах.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Судебная коллегия, проанализировав заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установила, что вывод суда первой инстанции о том, что экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, является верным.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта, представителями лиц, участвующих в деле, не представлено, ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертизы не заявлено.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления юридическим лицом считается дата обращения в Комиссию.
Датой обращения административного истца в Комиссию является 23 декабря 2016 года.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 14 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.