Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу и дополнения к ней представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Покидовой Е.Л. на вступившие в законную силу решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 10 апреля 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Зритнева Виталия Владимировича,
установил:
постановлением заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунова Д.Н. N 621 от 29 ноября 2016 года должностное лицо - первый заместитель министра имущественных отношений Ставропольского края Зритнев Виталий Владимирович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 10 апреля 2017 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба оставлена без удовлетворения.
Решением судьи Ставропольского краевого суда от 14 июня 2017 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе и дополнениях к ней представитель министерства имущественных отношений Ставропольского края Покидова Е.Л. просит отменить состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты как незаконные и необоснованные. В обоснование доводов ссылается на решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12200/2016 от 21 ноября 2017 года, которым решение Управления Федеральной антимонопольной по Ставропольскому краю N 18 от 26 августа 2016 года признано недействительным.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС по СК) от 19 августа 2016 года по делу N 18 (полный текст решения изготовлен 26 августа 2016 года) установлен факт нарушения Министерством имущественных отношений Ставропольского края (далее - Министерство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в передаче объектов теплоснабжения в хозяйственное ведение ГУП СК "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", без проведения предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и Федеральным законом N 190-ФЗ "О теплоснабжении" конкурентных процедур для отбора претендентов на право заключения договора в отношении указанного имущества, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Распоряжением Министерства N 809 от 07 октября 2015 года "О передаче недвижимого имущества из казны Ставропольского края": котельная (литер К), расположенная по адресу: город Ставрополь, улица Советская, дом 9, на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс".
Данное нарушение было выявлено и отражено в акте проверки N 99 от 29 марта 2016 года, который был направлен в Министерство.
Передача объектов теплоснабжения в хозяйственно ведение государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс" посредством утверждения Распоряжения N 809 от 07 октября 2015 года "О передаче недвижимого имущества из казны Ставропольского края": котельная (литер К), расположенное по адресу: город Ставрополь улица Советская, дом 9, на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Ставропольского края "Ставропольский краевой теплоэнергетический комплекс", указывает на наличие признаков нарушения части 1 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Эти обстоятельства послужили основанием для привлечения первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Зритнева В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции с выводами, изложенными в обжалуемом постановлении антимонопольного органа, вынесенном в отношении Зритнева В.В., согласились.
Между тем выводы, содержащиеся в постановлении N 621 от 29 ноября 2016 года и обжалуемых судебных актах, не учитывают следующее.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Зритневым В.В. отрицался, при этом указывалось на то, что Министерство, не согласившись с предупреждением N 15 от 27 апреля 2016 года и решением N 18 от 26 августа 2016 года УФАС по СК подало заявления в Арбитражный суд Ставропольского края об оспаривании ненормативных актов. Судебные акты не вступили в законную силу.
Материалами дела установлено, что определением Верховного суда Российской Федерации по делу NА63-7188/2016 от 06 октября 2017 года предупреждение УФАС по СК N 15 от 27 апреля 2016 года признано недействительным.
Вместе с тем, судебным решением от 21 ноября 2017 года, принятым по делу Арбитражным судом Ставропольского края N А63-12200/2016, решение УФАС по СК N 18 от 26 августа 2016 года признано незаконным и отменено.
Таким образом, признано незаконным как не соответствующее Закону о защите конкуренции и отменено решение управления N 18 от 26 августа 2016 года, которым установлен факт нарушения Министерством антимонопольного законодательства Российской Федерации, послужившее основанием, в частности, для вынесения УФАС по СК 29 ноября 2016 обжалуемого по настоящему делу постановления N 621 о привлечении первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Зритнева В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем в рассматриваемом случае решение УФАС по СК N 18 от 26 августа 2016 года о нарушении Зритневым В.В. положений части 1 статьи 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признано незаконным арбитражным судом по вышеуказанному делу, следовательно, основания для вывода о совершении Зритневым В.В. действий, связанных с злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке, за что частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводом судебных инстанций о том, что в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу, имеются признаки состава вменяемого ему административного правонарушения.
Кроме того, согласно части 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Частью 6 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное, в частности, статьей 14.9 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Приведенные положения закона, помимо прочего, означают, что в отсутствие вступившего в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения Министерством имущественных отношений Ставропольского края антимонопольного законодательства Российской Федерации, привлечение к административной ответственности его должностного лица на основании части 1 статьи 14.9 Кодекса не может быть признано правомерным.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя УФАС по СК Сапунова Д.Н. N 621 от 29 ноября 2016 года, решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 10 апреля 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 июня 2017 года, вынесенные в отношении должностного лица - первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Зритнева В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу и дополнения к ней представителя министерства имущественных отношений Ставропольского края Покидовой Е.Л., удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунова Д.Н. N 621 от 29 ноября 2016 года, решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 10 апреля 2017 года и решение судьи Ставропольского краевого суда от 14 июня 2017 года, в отношении должностного лица - первого заместителя министра имущественных отношений Ставропольского края Зритнева Виталия Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя О.А. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.